М

О Македонии

Повесть. [4: 31].

Милость и милостыня

Когда познают свое приобретение идущие путем милостыни. [5: 35].

Две лепты вдовицы купили Царство Небесное. [16:5].

Различие устроения благотворящих. [26: 74].

Иногда бес тщеславия и бес сластолюбия побуждают к милостыне. И когда можем творить оную без вреда для себя. [26: 84].

Прилежащему к молитве должно быть милосердым, и почему? [28: 44].

О Мине

Повесть. [4: 34].

Мир душевный, или спокойствие

По приобретении нами малого душевного спокойствия бес тщеславия понуждает идти в мир для спасения погибающих душ. [22: 20].

Мир

Что есть отречение от мира? [1: 4, 15, 19].

С каким намерением должно оставлять мирскую жизнь? [1: 5].

Господь ожидает, какой будет конец течения нашего в жизни. [1: 5].

Оставивший мир что должен делать, чтобы избавиться от бремени грехов? [1: 6].

Хотящим выйти из мира необходимо нужен наставник. [1: 7].

Какое имеет различие отречение от мира: из страха, ради награды и из любви к Богу. [1: 13].

Не должно охуждать отрекающихся мира по некоторым обстоятельствам. [1: 18].

Кому подобны обязанные супружеством и безженные, живущие в мире. [1: 20].

Что должны делать мирские, желающие подражать монашеской жизни. [1: 21].

Почему Господь сокрывает от живущих в мире удобство и неудобство монашеского жительства. [1: 23].

Кто без печали может отречься мира и последовать Христу? [2: 1].

Каким образом бесы стараются отрекшихся от мира обратить опять в мир. [2: 3].

К отрекающимся от мира относятся слова, сказанные юноше о раздаянии имения нищим. [2: 4].

Почему некоторые, живши в мире, исполняли различные добродетели, а по отречении от мира не исполняют оных? [2: 6].

В чем состоит уклонение от мира или странничество? [3: 1, 3, 13].

Уклонившись от мира не должно сближаться с ним, и почему? [3: 7-8].

Не должно слушать внушений врага, советующего не удаляться от мирских. [3: 10].

Не должно слушать помыслов советующего идти в отечество для назидания других. [3: 11].

Весьма опасно медлить в мире из любви и пристрастия к родным, и почему? [3: 16].

Авраам служит примером уклонения от мира. [3: 19].

Как вредно монаху сближаться и сообращаться с мирскими? [3: 23].

Что сохраняет нас, когда пребываем в мире по каким-либо нуждам. [15: 62].

Молитва и о умном делании

Как братия поощряли друг друга к умному деланию и молитве? [4: 17].

Должно рассматривать, когда предпочитать внешнее служение. [4: 80].

Находящиеся среди братии не столько получают пользы от псалмопения, сколько от молитвы. [4: 91].

Не должно скорбеть при расхищении в молитве, но благодушно взывать ум ко вниманию. [4: 92].

Одним Ангелам свойственно никогда не развлекаться мыслями. [4: 92].

От послушника Бог не требует неразвлекаемой молитвы. [4: 92].

В каком случае ленивые предпочитают служение молитве, а молитву — служению. [4: 95].

Как должно предстоять на псалмопении? [4: 102].

Как должно предстоять на молитве? [7: 11].

С памятозлобием мы не можем произносить молитву Господню. [9: 10].

Молчание есть мать молитвы, и любитель молчания приближается к Богу. [11: 3, 5].

Во время молитвы, дух уныния напоминает нам о нужных делах, чтоб отторгнуть от нее. [13: 7].

Ум постящегося молится трезвенно, а невоздержного исполнен мечтаний. [14: 19].

Молитва юных о возлюбленных своих иногда происходит от предосудительной причины. [15: 49].

Память смерти и Иисусова молитва да засыпают и восстают с тобою. [15: 53].

Как должно вооружаться молитвою против блудного беса во всякое время и на всяком месте. [15: 79-80].

Как один брат молился против нечистых помыслов в нечистом месте. [15: 81].

И по совершении непристойных поступков .не должно оставлять молитвы, припоминая отметившего вдовицу от соперника ее. [15: 83].

Связанный сребролюбием не может чисто помолиться. [16: 7].

Как враги препятствуют вставать на молитву? И как во время оной отвлекают от внимания? [19: 3].

Если помышляем, что предстоим пред Богом, то избавимся от этих козней. [19: 5].

Истинный послушник исполняется на молитве света и радости, и почему? [19: 4].

Во множестве братии все могут молиться, но наедине — немногие. [19: 6-7].

Во время чтения и пения чем должен быть занят ум наш? [19: 7].

Во время, определенное для молитвы, не должно упражняться в рукоделии и работе. [19: 8]; [20: 15].

Усердие и любовь монахов к Богу искушаются в молитве, [19: 9].

Предстояние пред земным царем служит примером — как мы должны предстоять пред Богом в дневных и нощных молитвах. [20: 1-2].

Подвижники — какие имели упражнения во время дневного и нощного бодрствования? [20: 2].

Молитвенный подвиг показывает боголюбивых. [20: 8-12].

После молитвы и псалмопения необходимо иметь трезвение, и для чего? [20: 18-19].

Нет против бесов сильнейшего оружия — как имя Иисусово. [21: 7].

Гордость бывает причиною, что Господь не слушает наших молитв. [23: 13].

Хульные помыслы борют нас более во время молитвы, дабы отвлечь от нее и привести в отчаяние. [23: 45-46].

Кроткий мирно молится о оскорбляющем. [24: 3].

Кротость подает дерзновение в молитве. [24: 5].

Кто просит у Бога меньше, чем он достоин, тот получит больше. [25: 56].

Не должно скорбеть, когда не бываем услышаны от Господа в наших прошениях; и почему иногда не получаем просимого? [26: 59-60].

Любовь к ближнему должно предпочитать молитве, если нужно из них избрать что-либо одно. [26: 69].

Иное есть молиться против помыслов, иное — противоречить им и иное — презирать их. [26: 79].

Хотящим в делах своих познать волю Божию, должно, помолясь Богу, вопрошать с верою отцев и братии. [26: 110].

Прилежная молитва есть погибель унынию. [26: 194].

Пример, как нелегкомысленные разбойники могут скрадывать утвердившего в сердце своем молитву. [26: 218].

Кому уподобляются: молящиеся умом, молящиеся устами и те, кои молятся, пребывая в мире? [27: 21].

Безмолвник в молитве и внимании что должен наблюдать? [27: 22-23].

Коснувшийся сладости молитвы, как онагр, бегает многолюдства. [27: 56].

Память Иисусова, то есть молитва, да соединится с дыханием твоим. (Сие к безмолвникам.). [27: 61].

Падение безмолвнику — оставление молитвы; и пример оной — евангельская вдовица. [27: 62-64].

Вера есть крыло молитвы; а без веры молитва бесплодна. [27: 68]; [28: 26].

Безмолвнику в ночное время должно упражняться более в молитве, нежели в псалмопении. [27: 77].

Что есть молитва — по качеству ее и действию? [28: 1].

Взявшие на себя иго молитвы обретают душам своим покой и исцеление греховных язв. [28: 2].

О предварительном приготовлении себя к молитве — в особенности не иметь памятозлобия и других попечений и помышлений. [28: 3, 4, 5, 25].

Различные — и какие именно — намерения приступающих к Богу с ; молитвою? [28: 6].

Представ на молитву, прежде приносим благо-! дарение, потом исповедание грехов, а после прошения наши. [28: 7].

Пример молитвы, как обвиняемые предстоят пред судьею; или как больные умоляют врача, приступающего резать или жечь их тело. [28: 8].

Не должно употреблять в молитве премудрых выражений и не многословить, и почему? [28: 9-10].

Что должно делать, если при каком-либо слове молитвы родится умиление? [28: 11].

В молитве — не быть дерзновенным, но приступать с глубочайшим смиренномудрием. [28: 12].

Хотя бы ты взошел и на верх лестницы добродетелей — и тогда молись о прощении грехов. [28: 13].

Молитву воскрыляют целомудрие и слезы. [28: 14].

Чрез кротость и безгневие ум освобождается от пленения (в молитве). [28: 15].

Кому мы бываем подобны, пока не стяжем истинной молитвы и как утверждать себя при развлечении в оной? [28: 16-17].

Несподобившиеся Боговидения не могут беседовать с Богом приличным образом. [28: 18].

В чем состоит начало, средина и конец молитвы? [28: 19].

Различие ощущаемой в молитве радости у подвизающихся в общежитии и в безмолвии. [28: 20].

Младенчествующим в молитве — с качеством должно соединять и количество. [28: 21].

В чем состоит осквернение, в чем истребление, окрадение и укор (порок) молитвы. [28: 22].

Какой образ молитвы мы должны иметь наедине, и какой — в присутствии других? [28: 23].

В молитве мы должны приступать к Богу с сокрушенным сердцем, предавая себя в Его святую волю. [28: 24].

Должно молиться о избавлении от страстей, и почему? [28: 27].

От кого Бог скоро приемлет и исполняет прошения? И каких томит неисполнением прошений? [28: 28].

Когда и не видим в себе плода молитвы — не должно оставлять пребывания в оной; и почему? [28: 29].

С каким страхом должно предстоять на молитве, и как памятованием сего предстояния можем отражать всякое оскорбление. [28: 30].

Какую получают пользу во время предстояния на молитве не нерадящие о памяти Божией послушники? [28: 31].

Любовь к Богу монах доказывает во время молитвы. [28: 33].

Молитва твоя покажет тебе твое устроение как в зеркале. [28: 34].

Кто при наставшем часе молитвы продолжает заниматься делом, тот бывает поруган от бесов. [28: 35].

Молиться за других не должно отказываться, И почему? И когда будет кто услышан — не возноситься. [28: 36-37].

Когда помолишься как должно, то вскоре будешь борим на гнев, и почему? [28: 38].

Молитву должно совершать со многим чувством, и что сему способствует? [28: 39].

Приобретенное многими молитвами и годами бывает прочно. [28: 40].

Стяжавший в себе Господа в молитве своих слов не произносит, и почему? [28: 41].

В молитве не принимай ничего чувственного, чтоб не пострадать от исступления ума. [28: 42].

Услышано ли Богом наше прошение, извещаемся во время молитвы. [28: 43].

Прилежащий о молитве должен быть милосерд, и почему? [28: 44].

О действиях высокой молитвы в душе сошествием духовного огня. [28: 45].

Какую имеют связь память смерти и молитва? [28: 46].

Пример, как прискорбно молящемуся с умилением оставить молитву? [28-48].

Не должно оставлять молитвы, если во время ее имеем умиление, и почему? [28: 49].

Вкусивший дара молитвы часто одним словом может повредить себе. [28: 50].

О действиях молитвы очищающих и просвещающих душу огнем Божественного Духа. [28: 51].

Пример, как мерзок пред Богом принимающий во время молитвы нечистые помыслы. [28: 54].

И чем пса сего, то есть нечистые помыслы, отгонять? [28: 55].

Проси — плачем, ищи — послушанием, толпы — долготерпением, и достигнешь желаемого. [28: 56].

Остерегайся молиться без разбору о женском поле. [28: 57].

Время, назначенное для молитвы, не должно употреблять на рассматривание и нужных и духовных вещей, и почему? [28: 59].

Опирающийся на жезл молитвы не преткнется, и почему? [28: 60].

Из чего познается польза и плод молитвы? [28: 61].

Какая польза молиться против врагов при всех их нападениях? [28: 63].

Доброту молитвы нельзя познать только из учения других, ибо она сама в себе имеет учителем Бога и собственный ;опыт. [28: 64].

Со смирением молящийся за другого приносит пользу и ему и себе. (В Слове к пастырю). [13: 5].

Молчание

В присутствии наставника должно соблюдать молчание; и какая вообще от него польза? [4: 78].

Совет, чтобы не быть безрассудно молчаливым. [4: 90].

Какие полезные плоды приносит благоразумное молчание? [11: 3, 5].

Молчанием упраздняется тщеславие. [11: 6].

Кто любит безмолвие, тот затворяет уста свои; и наоборот. [11: 10].

Познавший благоухание огня духовного бегает многолюдных собраний. [11: 11].

Монах

Что есть монах? Свойства и качества его. [1: 4]. 27; [23: 22, 23, 24, 25, 26, 27].

Из чего составляется основание монашеского подвига? [1: 10].

Иносказательные примеры основания монашеского жительства. [1: 14].

Призываемые к монашескому жительству, мы не должны медлить, и почему? [1: 15]. 20; [3: 4].

Не должно охуждать приходящих к монашескому жительству и по невольным обстоятельствам. [1: 18].

Не должно считать себя недостойным монашеского обета по причине множества грехов своих. [1: 19].

Какая польза приступать к монашескому подвигу благодушно и небоязненно? [1: 22].

Вступающим в монашество должно избирать место и образ жизни сообразно с своим духовным устроением. [1: 25].

Монашеское жительство заключается в трех устроениях: в отшельничестве, в безмолвии, с одним или двумя, и в общежитии. [1: 26].

Кто без печали может отречься от мира и без попечения последовать Христу? [2: 1].

С каким намерением, по отречении нашем от мира, бесы ублажают пред нами милостивых в мире? [2: 3].

В каком смысле Господь назвал мирских мертвыми? И что показывает величие и славу монашеского обета? [2: 5].

В чем состоит узкий путь монашества? [2: 8].

Без трех, и каких именно, отречений никто не войдет в небесный чертог. [2: 9].

Какие отличительные дарования монахов от мирских? [2: 9].

Чем должно отражать любовь и пристрастие к родителям и сродникам? [2: 10].

Как должны приготовить себя к монашеству юные, желающие поступить в сие звание? [2: 12].

Спеша к монашеству, не должно дожидаться миролюбивых, обещающихся идти с тобою, и почему? [3: 4].

Матерь уклонения от мира или странничества есть беспристрастие. [3: 6].

Иносказание об отце, матери и родных, в духовном смысле. [3: 14].

Для жительства должно избирать места не тщеславные, и утаивать свое благородство. [3: 17–18].

Как вредно монаху сближение и сообщение с мирскими? [3: 23].

Блажен монах, который считает себя достойным ежедневного бесчестия и уничижения и совершенно умертвил свою волю? [4: 44].

Удобопреклонность к перехождению с места на место и нетерпеливость делают душу бесплодною. [4: 93].

На облеченного в одежду духовного воинства (монашества) враги вооружаются сильнее, и почему? [4: 113]. Для истинных монахов нет праздников и веселения земного. [7: 37-38].

Монах все время жизни своей должен посвящать на благоугождение Господу. Он предохраняется от падения — когда орошает ланиты свои слезами. [7: 41-42].

Как полезно монаху хранить молчание, и как вредно многословие? И причины побуждающие к оным. [11: 9, 10, 11].

О чем заботится монах чревоугодный, и о чем тщательный? [14: 7].

Каким образом мудрый монах может побеждать тщеславие и чревообъядение? [14: 9].

Когда пребываем в мире по нужде — рука Божия покрывает нас от соблазнов; бывает это и по другим причинам. [15: 62].

Когда бес приводит к падению чрез собеседование с женами? [15: 63].

Монах, любящий деньги, чужд уныния, и почему? [16: 10].

Нестяжательный инок есть владыка мира, и почему? [17: 2].

Нестяжательный подвижник — чужд пристрастия и печали и чист в молитве. [17: 3-4].

Монашеское усердие и любовь к Богу искушаются в молитве. [19: 9].

Когда колокол призывает к молитве, боголюбивый радуется, а ленивый сетует. [20: 7].

Чем приобретается богатство монахов и просвещение разума? [20: 10].

Неискусный монах в беседах бодр, а на молитве и чтении отягчается сном. [20: 12-13].

Тщеславный монах ведет двоякую жизнь, и каким образом? [22: 28].

Высокоумный монах сильно прекословит, а смиренный не только не прекословит, но не смеет и воззреть на обличающего. [23: 6].

Высокосердый монах не может иметь послушания, а желает начальствовать. [23: 7-8].

Гордый монах не имеет нужды в бесе — сам для себя сделавшись бесом. [23: 32].

Кому уподобляется простосердечный и послушливый монах? [24: 31].

Монах смиренномудрый не любопытствует о непостижимых предметах, а гордый исследывает судьбы Божий. [25: 12].

Входящие в монашеский образ не дверию смиренномудрия татие суть и разбойницы. [25: 31].

Если в чувстве души сознаем, что каждый ближний лучше нас, то близ нас милость Божия. [25: 32].

Встречая в жизни монашеской вышеестественные случаи и действия, не должно удивляться, и почему? [26: 5].

Жизнь монаха уподобляется бурному морю, исполненному великих опасностей, и каких именно? [26: 15].

Жизнь монаха должна быть провождаема в чувстве сердца — касательно дел, слов и помышлений. [26: 23].

Полученные в юности наставления и воспитание или способствуют, или препятствуют к добродетели и к монашеской жизни. [26: 30].

Свет монахам — Ангелы, а свет для всех мирских — монахи и монашеское житие, [26: 31].

Для нас полезнее — не отличаться от других особенною жизнию, и почему? [26: 32].

В духовной жизни — всякой вещи есть свое время: подвига, борьбы со страстьми, победы и побеждения, и брани и мира душевного, и прочее. [26: 87].

Какой вред причиняют суеверные приметы мирским, и какой монахам? [26: 101].

Если в монахе, после свидания с мирскими, остается печаль, то поруган бывает или от тщеславия, или от блудной страсти. [26: 174].

По вступлении в монашество, юные и старые борются не с одними страстьми; и отчего и те и другие могут получать помощь? [26: 178].

Не должно ужасаться, если мы в начале иноческого подвига бываем боримы более, нежели когда жили в мире. [26: 183].

Пример, как удобно погибают идущие путем иночества самочинно, хотя бы знали и всю мудрость мира сего. [26: 237].

Пример, как Царь Небесный венчает инока, терпящего многие беды от бесов. [26: 247].

Наставник не всем приходящим к монашеству должен говорить, что «путь сей узок и тесен»; и не каждому: «иго сие благо». (В Слове к пастырю.). [7: 2-3].

Моисей

Моисей — образ духовного наставника. [1: 7].

Муки и огнь вечный

Памятью вечного огня отгоняется леность. [7: 21].

Память о последнем суде рождает усердие. (См. Память смерти.). [26: 194].