М
О Македонии
Повесть. [4: 31].
Милость и милостыня
Когда познают свое приобретение идущие путем милостыни. [5: 35].
Две лепты вдовицы купили Царство Небесное. [16:5].
Различие устроения благотворящих. [26: 74].
Иногда бес тщеславия и бес сластолюбия побуждают к милостыне. И когда можем творить оную без вреда для себя. [26: 84].
Прилежащему к молитве должно быть милосердым, и почему? [28: 44].
О Мине
Повесть. [4: 34].
Мир душевный, или спокойствие
По приобретении нами малого душевного спокойствия бес тщеславия понуждает идти в мир для спасения погибающих душ. [22: 20].
Мир
Что есть отречение от мира? [1: 4, 15, 19].
С каким намерением должно оставлять мирскую жизнь? [1: 5].
Господь ожидает, какой будет конец течения нашего в жизни. [1: 5].
Оставивший мир что должен делать, чтобы избавиться от бремени грехов? [1: 6].
Хотящим выйти из мира необходимо нужен наставник. [1: 7].
Какое имеет различие отречение от мира: из страха, ради награды и из любви к Богу. [1: 13].
Не должно охуждать отрекающихся мира по некоторым обстоятельствам. [1: 18].
Кому подобны обязанные супружеством и безженные, живущие в мире. [1: 20].
Что должны делать мирские, желающие подражать монашеской жизни. [1: 21].
Почему Господь сокрывает от живущих в мире удобство и неудобство монашеского жительства. [1: 23].
Кто без печали может отречься мира и последовать Христу? [2: 1].
Каким образом бесы стараются отрекшихся от мира обратить опять в мир. [2: 3].
К отрекающимся от мира относятся слова, сказанные юноше о раздаянии имения нищим. [2: 4].
Почему некоторые, живши в мире, исполняли различные добродетели, а по отречении от мира не исполняют оных? [2: 6].
В чем состоит уклонение от мира или странничество? [3: 1, 3, 13].
Уклонившись от мира не должно сближаться с ним, и почему? [3: 7-8].
Не должно слушать внушений врага, советующего не удаляться от мирских. [3: 10].
Не должно слушать помыслов советующего идти в отечество для назидания других. [3: 11].
Весьма опасно медлить в мире из любви и пристрастия к родным, и почему? [3: 16].
Авраам служит примером уклонения от мира. [3: 19].
Как вредно монаху сближаться и сообращаться с мирскими? [3: 23].
Что сохраняет нас, когда пребываем в мире по каким-либо нуждам. [15: 62].
Молитва и о умном делании
Как братия поощряли друг друга к умному деланию и молитве? [4: 17].
Должно рассматривать, когда предпочитать внешнее служение. [4: 80].
Находящиеся среди братии не столько получают пользы от псалмопения, сколько от молитвы. [4: 91].
Не должно скорбеть при расхищении в молитве, но благодушно взывать ум ко вниманию. [4: 92].
Одним Ангелам свойственно никогда не развлекаться мыслями. [4: 92].
От послушника Бог не требует неразвлекаемой молитвы. [4: 92].
В каком случае ленивые предпочитают служение молитве, а молитву — служению. [4: 95].
Как должно предстоять на псалмопении? [4: 102].
Как должно предстоять на молитве? [7: 11].
С памятозлобием мы не можем произносить молитву Господню. [9: 10].
Молчание есть мать молитвы, и любитель молчания приближается к Богу. [11: 3, 5].
Во время молитвы, дух уныния напоминает нам о нужных делах, чтоб отторгнуть от нее. [13: 7].
Ум постящегося молится трезвенно, а невоздержного исполнен мечтаний. [14: 19].
Молитва юных о возлюбленных своих иногда происходит от предосудительной причины. [15: 49].
Память смерти и Иисусова молитва да засыпают и восстают с тобою. [15: 53].
Как должно вооружаться молитвою против блудного беса во всякое время и на всяком месте. [15: 79-80].
Как один брат молился против нечистых помыслов в нечистом месте. [15: 81].
И по совершении непристойных поступков .не должно оставлять молитвы, припоминая отметившего вдовицу от соперника ее. [15: 83].
Связанный сребролюбием не может чисто помолиться. [16: 7].
Как враги препятствуют вставать на молитву? И как во время оной отвлекают от внимания? [19: 3].
Если помышляем, что предстоим пред Богом, то избавимся от этих козней. [19: 5].
Истинный послушник исполняется на молитве света и радости, и почему? [19: 4].
Во множестве братии все могут молиться, но наедине — немногие. [19: 6-7].
Во время чтения и пения чем должен быть занят ум наш? [19: 7].
Во время, определенное для молитвы, не должно упражняться в рукоделии и работе. [19: 8]; [20: 15].
Усердие и любовь монахов к Богу искушаются в молитве, [19: 9].
Предстояние пред земным царем служит примером — как мы должны предстоять пред Богом в дневных и нощных молитвах. [20: 1-2].
Подвижники — какие имели упражнения во время дневного и нощного бодрствования? [20: 2].
Молитвенный подвиг показывает боголюбивых. [20: 8-12].
После молитвы и псалмопения необходимо иметь трезвение, и для чего? [20: 18-19].
Нет против бесов сильнейшего оружия — как имя Иисусово. [21: 7].
Гордость бывает причиною, что Господь не слушает наших молитв. [23: 13].
Хульные помыслы борют нас более во время молитвы, дабы отвлечь от нее и привести в отчаяние. [23: 45-46].
Кроткий мирно молится о оскорбляющем. [24: 3].
Кротость подает дерзновение в молитве. [24: 5].
Кто просит у Бога меньше, чем он достоин, тот получит больше. [25: 56].
Не должно скорбеть, когда не бываем услышаны от Господа в наших прошениях; и почему иногда не получаем просимого? [26: 59-60].
Любовь к ближнему должно предпочитать молитве, если нужно из них избрать что-либо одно. [26: 69].
Иное есть молиться против помыслов, иное — противоречить им и иное — презирать их. [26: 79].
Хотящим в делах своих познать волю Божию, должно, помолясь Богу, вопрошать с верою отцев и братии. [26: 110].
Прилежная молитва есть погибель унынию. [26: 194].
Пример, как нелегкомысленные разбойники могут скрадывать утвердившего в сердце своем молитву. [26: 218].
Кому уподобляются: молящиеся умом, молящиеся устами и те, кои молятся, пребывая в мире? [27: 21].
Безмолвник в молитве и внимании что должен наблюдать? [27: 22-23].
Коснувшийся сладости молитвы, как онагр, бегает многолюдства. [27: 56].
Память Иисусова, то есть молитва, да соединится с дыханием твоим. (Сие к безмолвникам.). [27: 61].
Падение безмолвнику — оставление молитвы; и пример оной — евангельская вдовица. [27: 62-64].
Вера есть крыло молитвы; а без веры молитва бесплодна. [27: 68]; [28: 26].
Безмолвнику в ночное время должно упражняться более в молитве, нежели в псалмопении. [27: 77].
Что есть молитва — по качеству ее и действию? [28: 1].
Взявшие на себя иго молитвы обретают душам своим покой и исцеление греховных язв. [28: 2].
О предварительном приготовлении себя к молитве — в особенности не иметь памятозлобия и других попечений и помышлений. [28: 3, 4, 5, 25].
Различные — и какие именно — намерения приступающих к Богу с ; молитвою? [28: 6].
Представ на молитву, прежде приносим благо-! дарение, потом исповедание грехов, а после прошения наши. [28: 7].
Пример молитвы, как обвиняемые предстоят пред судьею; или как больные умоляют врача, приступающего резать или жечь их тело. [28: 8].
Не должно употреблять в молитве премудрых выражений и не многословить, и почему? [28: 9-10].
Что должно делать, если при каком-либо слове молитвы родится умиление? [28: 11].
В молитве — не быть дерзновенным, но приступать с глубочайшим смиренномудрием. [28: 12].
Хотя бы ты взошел и на верх лестницы добродетелей — и тогда молись о прощении грехов. [28: 13].
Молитву воскрыляют целомудрие и слезы. [28: 14].
Чрез кротость и безгневие ум освобождается от пленения (в молитве). [28: 15].
Кому мы бываем подобны, пока не стяжем истинной молитвы и как утверждать себя при развлечении в оной? [28: 16-17].
Несподобившиеся Боговидения не могут беседовать с Богом приличным образом. [28: 18].
В чем состоит начало, средина и конец молитвы? [28: 19].
Различие ощущаемой в молитве радости у подвизающихся в общежитии и в безмолвии. [28: 20].
Младенчествующим в молитве — с качеством должно соединять и количество. [28: 21].
В чем состоит осквернение, в чем истребление, окрадение и укор (порок) молитвы. [28: 22].
Какой образ молитвы мы должны иметь наедине, и какой — в присутствии других? [28: 23].
В молитве мы должны приступать к Богу с сокрушенным сердцем, предавая себя в Его святую волю. [28: 24].
Должно молиться о избавлении от страстей, и почему? [28: 27].
От кого Бог скоро приемлет и исполняет прошения? И каких томит неисполнением прошений? [28: 28].
Когда и не видим в себе плода молитвы — не должно оставлять пребывания в оной; и почему? [28: 29].
С каким страхом должно предстоять на молитве, и как памятованием сего предстояния можем отражать всякое оскорбление. [28: 30].
Какую получают пользу во время предстояния на молитве не нерадящие о памяти Божией послушники? [28: 31].
Любовь к Богу монах доказывает во время молитвы. [28: 33].
Молитва твоя покажет тебе твое устроение как в зеркале. [28: 34].
Кто при наставшем часе молитвы продолжает заниматься делом, тот бывает поруган от бесов. [28: 35].
Молиться за других не должно отказываться, И почему? И когда будет кто услышан — не возноситься. [28: 36-37].
Когда помолишься как должно, то вскоре будешь борим на гнев, и почему? [28: 38].
Молитву должно совершать со многим чувством, и что сему способствует? [28: 39].
Приобретенное многими молитвами и годами бывает прочно. [28: 40].
Стяжавший в себе Господа в молитве своих слов не произносит, и почему? [28: 41].
В молитве не принимай ничего чувственного, чтоб не пострадать от исступления ума. [28: 42].
Услышано ли Богом наше прошение, извещаемся во время молитвы. [28: 43].
Прилежащий о молитве должен быть милосерд, и почему? [28: 44].
О действиях высокой молитвы в душе сошествием духовного огня. [28: 45].
Какую имеют связь память смерти и молитва? [28: 46].
Пример, как прискорбно молящемуся с умилением оставить молитву? [28-48].
Не должно оставлять молитвы, если во время ее имеем умиление, и почему? [28: 49].
Вкусивший дара молитвы часто одним словом может повредить себе. [28: 50].
О действиях молитвы очищающих и просвещающих душу огнем Божественного Духа. [28: 51].
Пример, как мерзок пред Богом принимающий во время молитвы нечистые помыслы. [28: 54].
И чем пса сего, то есть нечистые помыслы, отгонять? [28: 55].
Проси — плачем, ищи — послушанием, толпы — долготерпением, и достигнешь желаемого. [28: 56].
Остерегайся молиться без разбору о женском поле. [28: 57].
Время, назначенное для молитвы, не должно употреблять на рассматривание и нужных и духовных вещей, и почему? [28: 59].
Опирающийся на жезл молитвы не преткнется, и почему? [28: 60].
Из чего познается польза и плод молитвы? [28: 61].
Какая польза молиться против врагов при всех их нападениях? [28: 63].
Доброту молитвы нельзя познать только из учения других, ибо она сама в себе имеет учителем Бога и собственный ;опыт. [28: 64].
Со смирением молящийся за другого приносит пользу и ему и себе. (В Слове к пастырю). [13: 5].
Молчание
В присутствии наставника должно соблюдать молчание; и какая вообще от него польза? [4: 78].
Совет, чтобы не быть безрассудно молчаливым. [4: 90].
Какие полезные плоды приносит благоразумное молчание? [11: 3, 5].
Молчанием упраздняется тщеславие. [11: 6].
Кто любит безмолвие, тот затворяет уста свои; и наоборот. [11: 10].
Познавший благоухание огня духовного бегает многолюдных собраний. [11: 11].
Монах
Что есть монах? Свойства и качества его. [1: 4]. 27; [23: 22, 23, 24, 25, 26, 27].
Из чего составляется основание монашеского подвига? [1: 10].
Иносказательные примеры основания монашеского жительства. [1: 14].
Призываемые к монашескому жительству, мы не должны медлить, и почему? [1: 15]. 20; [3: 4].
Не должно охуждать приходящих к монашескому жительству и по невольным обстоятельствам. [1: 18].
Не должно считать себя недостойным монашеского обета по причине множества грехов своих. [1: 19].
Какая польза приступать к монашескому подвигу благодушно и небоязненно? [1: 22].
Вступающим в монашество должно избирать место и образ жизни сообразно с своим духовным устроением. [1: 25].
Монашеское жительство заключается в трех устроениях: в отшельничестве, в безмолвии, с одним или двумя, и в общежитии. [1: 26].
Кто без печали может отречься от мира и без попечения последовать Христу? [2: 1].
С каким намерением, по отречении нашем от мира, бесы ублажают пред нами милостивых в мире? [2: 3].
В каком смысле Господь назвал мирских мертвыми? И что показывает величие и славу монашеского обета? [2: 5].
В чем состоит узкий путь монашества? [2: 8].
Без трех, и каких именно, отречений никто не войдет в небесный чертог. [2: 9].
Какие отличительные дарования монахов от мирских? [2: 9].
Чем должно отражать любовь и пристрастие к родителям и сродникам? [2: 10].
Как должны приготовить себя к монашеству юные, желающие поступить в сие звание? [2: 12].
Спеша к монашеству, не должно дожидаться миролюбивых, обещающихся идти с тобою, и почему? [3: 4].
Матерь уклонения от мира или странничества есть беспристрастие. [3: 6].
Иносказание об отце, матери и родных, в духовном смысле. [3: 14].
Для жительства должно избирать места не тщеславные, и утаивать свое благородство. [3: 17–18].
Как вредно монаху сближение и сообщение с мирскими? [3: 23].
Блажен монах, который считает себя достойным ежедневного бесчестия и уничижения и совершенно умертвил свою волю? [4: 44].
Удобопреклонность к перехождению с места на место и нетерпеливость делают душу бесплодною. [4: 93].
На облеченного в одежду духовного воинства (монашества) враги вооружаются сильнее, и почему? [4: 113]. Для истинных монахов нет праздников и веселения земного. [7: 37-38].
Монах все время жизни своей должен посвящать на благоугождение Господу. Он предохраняется от падения — когда орошает ланиты свои слезами. [7: 41-42].
Как полезно монаху хранить молчание, и как вредно многословие? И причины побуждающие к оным. [11: 9, 10, 11].
О чем заботится монах чревоугодный, и о чем тщательный? [14: 7].
Каким образом мудрый монах может побеждать тщеславие и чревообъядение? [14: 9].
Когда пребываем в мире по нужде — рука Божия покрывает нас от соблазнов; бывает это и по другим причинам. [15: 62].
Когда бес приводит к падению чрез собеседование с женами? [15: 63].
Монах, любящий деньги, чужд уныния, и почему? [16: 10].
Нестяжательный инок есть владыка мира, и почему? [17: 2].
Нестяжательный подвижник — чужд пристрастия и печали и чист в молитве. [17: 3-4].
Монашеское усердие и любовь к Богу искушаются в молитве. [19: 9].
Когда колокол призывает к молитве, боголюбивый радуется, а ленивый сетует. [20: 7].
Чем приобретается богатство монахов и просвещение разума? [20: 10].
Неискусный монах в беседах бодр, а на молитве и чтении отягчается сном. [20: 12-13].
Тщеславный монах ведет двоякую жизнь, и каким образом? [22: 28].
Высокоумный монах сильно прекословит, а смиренный не только не прекословит, но не смеет и воззреть на обличающего. [23: 6].
Высокосердый монах не может иметь послушания, а желает начальствовать. [23: 7-8].
Гордый монах не имеет нужды в бесе — сам для себя сделавшись бесом. [23: 32].
Кому уподобляется простосердечный и послушливый монах? [24: 31].
Монах смиренномудрый не любопытствует о непостижимых предметах, а гордый исследывает судьбы Божий. [25: 12].
Входящие в монашеский образ не дверию смиренномудрия татие суть и разбойницы. [25: 31].
Если в чувстве души сознаем, что каждый ближний лучше нас, то близ нас милость Божия. [25: 32].
Встречая в жизни монашеской вышеестественные случаи и действия, не должно удивляться, и почему? [26: 5].
Жизнь монаха уподобляется бурному морю, исполненному великих опасностей, и каких именно? [26: 15].
Жизнь монаха должна быть провождаема в чувстве сердца — касательно дел, слов и помышлений. [26: 23].
Полученные в юности наставления и воспитание или способствуют, или препятствуют к добродетели и к монашеской жизни. [26: 30].
Свет монахам — Ангелы, а свет для всех мирских — монахи и монашеское житие, [26: 31].
Для нас полезнее — не отличаться от других особенною жизнию, и почему? [26: 32].
В духовной жизни — всякой вещи есть свое время: подвига, борьбы со страстьми, победы и побеждения, и брани и мира душевного, и прочее. [26: 87].
Какой вред причиняют суеверные приметы мирским, и какой монахам? [26: 101].
Если в монахе, после свидания с мирскими, остается печаль, то поруган бывает или от тщеславия, или от блудной страсти. [26: 174].
По вступлении в монашество, юные и старые борются не с одними страстьми; и отчего и те и другие могут получать помощь? [26: 178].
Не должно ужасаться, если мы в начале иноческого подвига бываем боримы более, нежели когда жили в мире. [26: 183].
Пример, как удобно погибают идущие путем иночества самочинно, хотя бы знали и всю мудрость мира сего. [26: 237].
Пример, как Царь Небесный венчает инока, терпящего многие беды от бесов. [26: 247].
Наставник не всем приходящим к монашеству должен говорить, что «путь сей узок и тесен»; и не каждому: «иго сие благо». (В Слове к пастырю.). [7: 2-3].
Моисей
Моисей — образ духовного наставника. [1: 7].