Б

Бог

К рабам Божиим прилично начинать слово от Бога. [1: 1].

Бог — Творец всех одаренных свободною волею, жизнь и спасение их. [1: 3].

Бог радуется о чистоте нашего тела; и чистота усвояет нас Богу. [15: 35–36].

Работающие Богу сподобляются милости Его; а любящие Его — утешения, [26: 24].

Чрез что познается имеющий в себе Духа Божия? [26: 215].

Учение о Святой Троице отлично от учения о воплощении. [27: 85].

Бог именуется любовию. [30: 1–4].

Выразить определенно о существе Божием невозможно. [30: 6].

Совершенство чистоты есть начало Богословия; кто может утверждать догматы о Пресвятой Троице? [30: 20, 21, 22, 23, 24.]

Боголюбие

Кто есть боголюбец и воздержник? (См. о любви). [1: 4].

Бдение

Какая польза от бдения и жажды? [6: 13].

В каком случае труд заменяется бдением, а бдение рукоделием? [14: 25].

Предстояние пред Богом во бдении, при дневных и нощных молитвах, уподобляется предстоянию пред земным царем. [20: 1, 2].

О различии духовных упражнений, какие имели подвижники во время дневной и нощной бдительности? [20: 2].

О пользе бдения и о вреде от многого сна. [20: 3–6].

Бдение очищает память, а излишний сон бывает причиною забвения. [20: 9].

Безмолвие и отшельничество

Кто удобнее может низлагать помыслы возношения -- послушник или безмолвник? [4: 54, 55].

Какому вреду подвергаются те, которые, не победив страстей, отходят на безмолвие? [4: 58, 59, 73].

Для чего бесы советуют послушникам идти на безмолвие? [4: 68, 69, 118].

С каким умыслом диавол ублажает пред безмолвниками добродетели послушников? [4: 118].

Кто может проходить безмолвие с рассуждением? [4: 119].

Какую пользу приносит память смерти живущим в безмолвии и какую живущим в общежитии? [6: 4].

Какими дарованиями награждает Бог с рассуждением безмолвствующих и с разумом повинующихся? [7: 61].

Как вредно безмолвие и уединение для гневливых и яростных? [8: 18].

Упражнение гневливых в безмолвии, посте и бдении питает их страсть. [8: 21].

Кому подобен памятозлобный безмолвник? [9: 13].

В людях не истинно кротких и безмолвных памятозлобие находит себе место. [9: 14].

Уныние борет безмолвствующих более, чем живущих в общежитии. [13: 4–15].

Сластолюбивая душа отвращается безмолвия. [15: 44].

Почему бесы борют сильнее живущих в безмолвии? [15: 61].

Чему уподобляется отшельничество? и кто может отходить на безмолвие? [26: 170].

Какие люди могут вступать прямо в безмолвие с наставником? [26: 179].

Безмолвие есть причина и споспешник целомудрия. [26: 192].

Святой Иоанн Лествичник опасался беседовать пред немощными о безмолвии, и почему. [27: 1].

Что есть безмолвие тела и безмолвие души? [27: 2].

Дело истинно-безмолвствующего — бодренно блюсти сердце и приходящие злые помыслы убивать или отражать. [27: 3, 6, 7].

Безмолвник, вместо словесных наставлений, вразумляется самими делами. [27: 4].

В чем состоит начало, средина и конец безмолвия? [27: 5].

Устроение безмолвника-отшельника отличается от живущего с другим братом. [27: 8].

Умные силы присутствуют с безмолвствующими душевно. [27: 9].

Уму безмолвника небезопасно исследовать глубину догматов. [27: 10].

Какое имеет значение келлия безмолвника? И что в себе содержит? [27: 12–16].

Кому подобен недугующий душевною страстию и исходящий на безмолвие? [27: 13].

Безмолвие — с советом наставника иногда бывает полезно для боримых плотскою страстию. [27:14].

Уединенная жизнь требует ангельской крепости. [27: 14].

Какие средства предпринимает к оставлению безмолвия разленившийся безмолвник? [27: 15].

Свойство и качество истинно-безмолвствующих. [27: 16–17].

Терпение и нетерпение безмолвника искушается недостатком жизненных потребностей. [27: 19].

Безмолвник не должен бояться страхований бесовских, и почему? [27: 20].

Что должен наблюдать безмолвник в молитве и внимании? [27: 22–23].

Тонкое рассуждение о безмолвии вооружает бесов; и слушать оное не для всех делателей полезно.  [27: 24, 25].

Кто достигает безмолвия? И что таковый должен, прежде всего, претерпеть от нечистых духов? [27: 26].

Для чего безмолвник удаляется от людей? [27: 27].

Что должен предварительно сделать желающий безмолвия? [27: 28].

Различные намерения входящих в море безмолвия. [27: 29].

Каким образом подражают жизни и устроению Ангелов истинные безмолвники? [27: 28].

Вступающие в безмолвие должны дать разводную всякой лености, и почему? [27: 29].

Из осьми видов безмолвия: одни Богу угодны, а другие не угодны, и один из них носит печать будущего века. [27: 33].

У проходящих безмолвие — делания различны по устроению каждого. [27: 33].

Безмолвник должен наблюдать: когда и какие приходят мысленные звери, чтобы поставлять им соответствующие сети. [27: 22, 31, 71].

Из вступающих в пустыню на безмолвие — некоторые исправлялись, а другие делались худшими, и почему? [27: 35].

Подверженные гневу, возношению, лицемерию и памятозлобию, да не дерзают и след безмолвия видеть; а кто чист от сих страстей, тот познает полезное. [27: 36].

Признаки и свойства проходящих безмолвие: по разуму и не по разуму. [27: 37-38].

Из осьми главных страстей: пять борются с безмолвствующими, а три — с послушниками. [27: 42].

Какую терпят тщету безмолвствующие и борющиеся с унынием. [27: 43].

Предварительное дело безмолвия: первое — беспопечение, второе — молитва, а третье — хранение сердца.  [27:46].

Для отогнания сна безмолвнику позволительно рукоделие. [27: 48].

Бес уныния и блуда сильно борет безмолвствующего и погружает в сон. [27: 49].

Выходя из уединения должно всячески хранить себя, и почему? [27: 50].

Сколько вредно и малое попечение для безмолвствующего? [27: 51, 52, 53].

Мало таких, кои знают истинное любомудрие безмолвия. [27: 54].

Безмолвие погубляет неискусных, и почему? [27: 55].

Одержимые страстьми размышляют о них непрестанно и в пустыне. [27: 57].

Каких страстей бесы приходят к безмолвствующему: по утру, в полдень и под вечер? [27: 57].

Лучше нестяжательный послушник, нежели попечительный безмолвник. [27: 58].

Отчего иногда вступивший в безмолвие не видит духовного плода? [27: 59].

Безмолвие есть непрерывная служба Богу. [27: 60–61].

Падение послушнику — своя воля; а безмолвнику — оставление молитвы. [27: 62].

Какой признак, если радуемся о приходящих к нам? и пример Арсения Великого для безмолвника. [27: 63–64].

Надобно иметь рассуждение: кого принимать и кого не принимать из приходящих странников. [27: 65].

Жизнь безмолвствующего должна быть управляема совестию и чувством сердца, с разумом в угодность Богу. [27: 66].

Без твердой веры невозможно безмолвствовать. [27: 68].

Как и чем безмолвник уподобляется узнику, заключенному в темницу? [27: 69].

Безмолвнику всего нужнее терпение, и в чем оное состоит? [27: 70].

Различные умственные делания и упражнения безмолвствующих. [27: 73].

Преуспеявшие в делании безмолвия посрамляют бесов — явно и во сне. [27: 74].

Не должно отходить на безмолвие без предварительного приготовления.  [27:75].

Во время ночи безмолвник должен упражняться более в молитве, чем в псалмопении. [27: 77].

Имеющие рассуждение могут из слов познавать устроение безмолвника. [27: 79].

Почему безмолвнику должно наблюдать за возношением? [27: 80].

Как вредно для безмолвника нехранение языка и любопытство? [27: 81–82].

Как безмолвнику обращаться с приходящими в отношении наставления? [27: 83].

Неудобно постигнуть ум человека, безмолвствующего телом и духом. [27: 86].

Могущество безмолвника состоит во множестве молитвы. [27: 87].

Беспристрастие

Беспристрастие к чувственным вещам возводит ум к духовным видениям.  [26:196].

Бесстрастие

Бесстрастие рождается от послушания и смирения. [4: 71].

Бесстрастие и другие духовные дарования приобретаются более смирением, нежели трудами. [22: 32–33].

Многие из гордых почитают себя бесстрастными, но ошибаются; и только при смерти познают оную ошибку. [23: 36].

Почему смиренномудрого можно назвать бесстрастным? [25: 11].

Кто скоро достиг бесстрастия, тот шел кратким путем смирения. [25: 36].

Хотя не все могут быть бесстрастны, но спастись возможно всем. [26: 82].

Всячески должно стараться, чтоб очистить себя от страстей и поставить в устроение: как созданы — по образу Божию. [26: 134].

Многие скоро получили прощение грехов, но никто скоро не приобрел бесстрастия. [26: 242].

Что есть бесстрастие и кого можно назвать бесстрастным? [29: 2, 3, 4].

О том, как совершенные, чрез бесстрастие, восхищаются к видению. [29: 5].

Какое различие бывает и между бесстрастными? [29: 6].

Различны свойства бесстрастия во святых. [29: 8].

Почему и чистоту называют бесстрастием? [29: 7].

Бесстрастна та душа, которая так приобыкла к добродетелям, как другие к страстям. [29: 9].

Признак бесстрастия и порабощения страстям. [29: 10].

Достигший бесстрастия бывает храмом Божиим, и в каком он находится устроении? [29: 11–12].

Бесстрастный как познает волю Божию? [29: 11].

Если где не достает и одной добродетели, там уже нет бесстрастия. [29: 13].

Бесстрастие есть чертог Небесного Царя; и что значат многие обители, и стена горнего Иерусалима? [29: 14].

Должно всячески стараться войти в сей чертог; или хотя не лишиться одной из обителей близ оного; а слабые — потщимся войти хотя внутрь стены оныя. [29: 4].

Если кто не перейдет оной стены получением прощения грехов, тот водворится в пустыне бесов и страстей, и почему? [29: 14].

Бесстрастием воздвигается убогий ум от земли, а любовь поставляет его с князи людей, то есть с Ангелами. [29: 15].

Бесчестие и досада

Какой бывает вред, когда наставник не наносит своим подчиненным укоризн, досад и бесчестий? [4: 27–28].

Сколь нужно и полезно перенесение досад и укоризн? [2: 29, 30, 31, 33, 36, 43].

При обличении нас от других должно вспоминать грехи свои, и какая от сего польза? [4: 43].

Кто правильное или неправильное обличение отвергает, тот отвергается своего спасения. [4: 44].

С каким намерением некоторые подвергали себя укоризнам и бесчестиям? [4: 52].

Чрез терпение бесчестий приобретается покой душевный. [4: 65].

Перенесение презрения и уязвлений должно принимать не только от духовного отца, но и от всякого человека. [4: 84].

Должно пить чашу поруганий как чистую воду, очищающую от блудной похоти. [4: 85].

Часто и малым бесчестием смягчается и истребляется бесчувствие и ожесточение. [4: 88].

Чему уподобляются в душе послушника досады, уничижения и похвалы? [4: 103].

Совет, как поступать во время обличений и выговоров. [4: 116].

Терпя досады и бесчестия от наставника, должно не радоваться, а сетовать; и почему? [4: 121].

В каких случаях, при обвинении наставника, должно молчать, и когда делать объяснения? [4: 122].

Стремящийся к бесстрастию считает потерянным тот день, который прошел без укоризны. [4: 124].

Признак смирения кающихся состоит в терпении бесчестий. [5: 29].

Как принимать от начальника выговоры, досады и бесчестие? [7: 19].

Что есть досада и огорчение? [8: 5].

Безгневие есть ненасытное желание бесчестий и досад. [8: 2].

Как полезны бесчестия и досады для гордых и гневливых? [8: 25].

Три степени терпения бесчестий: ради страха Божия, воздаяния и любви. [8: 27].

Смирение показывает не тот, кто сам себя охуждает, но кто переносит укоризны, бесчестия и досады от других. [22: 17].

Господь бесчестием часто исцеляет от тщеславия. [22: 38].

Кроткий — одинаков в чести и бесчестии. [24: 2].

Одно из свойств покаяния и смирения состоит в принятии уничижений с радостию. [25: 8].

Уничижение от других обнаруживает — имеем ли мы смирение? [25: 34].

Принимающий обличение разрешается от гордыни. [23: 11].

Господь радуется, когда мы притекаем к бесчестию для уничтожения тщеславия. [25: 45].

Как трудно терпеть уничижения, не уклоняясь от ближних и родных. [25: 46].

Любить бесчестия — значит исцеляться от гнева. [26: 195].

Иной предает себя бесчестию для чести других (В Слове к пастырю.). [13: 7].

Беседа

Какому наказанию подвергались братия, беседующие в церкви? [4:37].

Какой вред — в беседе настаивать на своем слове или мнении? [4: 48].

Какой вред для послушника — прерывать беседу наставника? [4: 79].

Слабый монах искусен только в праздных беседах. [20: 12–13].

Благодать

Уподобление: как благодать обучает человека в духовной жизни? [7: 59].

Благочестие

Примеры благочестивой жизни в братстве. [4: 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22].

Ближний

Ближнего пользовать должно не изъявлением своих добродетелей, а смиренным нравом и словом. [22: 34].

Ближние видят грехи наши лучше, нежели мы сами, и чрез обличение способствуют к исцелению оных. [25: 53].

Блудная брань

Чаша поруганий, как вода жизни, очищает от блудной страсти. [4: 85].

Склонным к блудной страсти и любящим красивые лица полезно жить в безмолвии с наставником. [8: 18].

Ненависть и памятозлобие иногда помогают к расторжению блудной страсти, [9: 7].

К естественной любви удобно примешивается блуд. [9: 8].

Пресыщение чрева есть матерь блуда. [14: 5].

Если плоть волнуется, то должно укрощать ее воздержанием. [14: 10].

Многие из яств, пучащих живот, возбуждают похоть. [14: 12].

Как вредно покоряться чреву, знают впадшие в ров беззаконий. [14: 17].

Пресыщение есть главная причина наших падений. [14: 18].

Кому подобны хотящие победить беса блуда при насыщении чрева? [14: 20]; [15: 39].

Блудному бесу помогает бороть нас бес пресыщения. [14: 27].

Широкий путь пресыщения приводит в пагубу блуда. [14: 29].

Блудная брань в теле есть исчадие невоздержания. [15: 1].

Не верь бренному сему телу и не думай, полагаясь на воздержание, что не падешь. [15: 17–18].

От чего случаются падения в плотские грехи: с новоначальными, средними и приближающимися к совершенству? [15: 20].

Ублажаются мысленные скопцы, помыслом, как ножом, обрезывающие привычки. [15: 21].

Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами и не надейся победить свое тело своими силами. [15: 24-25].

О силе действий плотской брани в сладострастных людях. О удалении сего искушения должно молиться Богу. [15: 27].

Падший в ров (плотского греха) требует к восстанию многих потов и пощения. [15: 27].

Как хитро бесы борют нас и устрояют тягчайшие падения. [15: 28-29].

Иногда они не борют нас похотию к женскому полу, приуготовляя к противоестественным грехам, и с какою целию это делают? [15: 29, 30, 56].

Сколь велико — победить свою плоть? [15: 31].

Каким образом враг привлекает к падению; а после влечет к отчаянию? [15: 33].

Бесы радуются о злосмрадном блуде и любят сию страсть, оскверняющую тело. [15: 35].

Нельзя утолить блудной брани одним воздержанием без смирения. [15: 40].

Как обольщает блудный бес ложными слезами и утешением? [15: 42].

Склонные к плотской любви часто имеют свойства, противоположные свойствам пекущихся о чистоте. [15: 46].

С каким различием Церковь принимает покаявшихся еретиков и блудников? [15: 47].

Ложась в постель, мы должны наиболее трезвиться, и почему? [15: 52].

От каких причин бывают сонные истечения? [15: 54].

Не должно размышлять о бывающих во сне мечтаниях, и почему? [15: 55].

Что служит помощию к сопротивлению во время блудной брани? [15: 57].

Почему бес блуда нападает особенно на безмолвников; и что значит, когда не чувствуем сей брани? [15: 61].

Враг борет не одинаково вкусивших и невкусивших плотского греха. [15: 67].

Воздержание и смирение — главные средства в борьбе против блудной страсти. [15: 69].

Что такое — бывающий в плотской брани — помысл, называемый набегом мысли? [15: 74].

У мирян страсти рождаются более от чувств (отвне); а у проходящих монашескую жизнь от помыслов — и входят в тело, и почему? [15: 75-7].

Когда блудный бес будет изгнан из сердца, тогда борет чрез тело, и как? [15: 77].

Блудный бес наиболее берет за тщеславие и мнение о своей чистоте. [15: 78].

Когда более борет нас блудный бес, и как тогда должно противиться ему молитвою? [15: 79–80].

Как один брат молился в нечистом месте против нечистых помыслов. [15: 81].

Блудный бес старается прежде помрачить наш ум, а потом уже побуждает делать неподобное. [15: 82].

И сделавши худой поступок, не должно оставлять молитвы и других благочестивых дел, припоминая отметившего сопернику за вдовицу. [15: 83].

Нечистые помыслы в сердце рождаются от беса блуда, и чем их побеждать? [15: 85].

О связи души с телом, или плотию; о неудобстве побеждать последнюю, и ответ плоти — чем она низлагается. [15: 86].

О пользе бдения против блуда, о вреде от многого сна. [20: 4, 5, 16].

Каким образом и больных борет блудная страсть, и как бес блуда усиливает в них болезнь? [26: 20–21].

Почему блудный бес нападает на нас более, когда ложимся в постель? [26: 103].

Как искусный старец ссорою расторг порочную любовь двух братии? [26: 148].

Иосиф ублажается не за бесстрастие, а за отвращение от греха. [26: 165].

Блудных исправляют люди, лукавых — Ангелы, а гордых — Сам Бог. [26: 180].

Чистые телом, не познавшие страстей, большое получают облегчение в брани. [26: 217].

Пример, как гибельно успокоивать плоть, при борьбе с нею. [26: 226].

В сем случае полезно иногда бывает безмолвие с советом наставника. [27: 14].

Бес уныния предшествует бесу блуда. [27: 49].

Как мерзок пред Богом принимающий во время молитвы нечистые помыслы, и чем отгонять сего пса. [28: 54, 55].

Остерегайся молиться без разбора о женском поле, и воспоминать в подробности о плотских деяниях. [28: 57, 58].

В чем состоит предел сильной похоти и чистоты? (См. Тело). [29: 10].

Болезнь

О потребности внимания во время телесной болезни, и почему? [26: 19].

Какие брани восстают на больных в мире, и какие на монашествующих? [26: 20–21].

Болезнию телесною Господь избавляет от недугов душевных. [26: 21].

Мы не должны объяснять себе лукаво причины болезней в других, но должны сострадать им и врачевать как собственный член. [26: 53].

Для чего посылаются от Бога болезни? [26: 54, 55].

Борьба и брань духовная

Сколь бедственно ослабевать при начале вступления в (духовную) борьбу, и о пользе твердого начала. [1: 11–22].

Почему Господь одним из новоначальных облегчает брани, а другим попускает. [1: 23].

Почему бесы вначале борют нас нерадением. [1: 24].

Вступай в брань по своей силе. [4: 35].

Вступая в борьбу, надобно совлещись собственной воли. [4: 36].

Враг употребляет в борьбе против послушника два главных обольщения. [4-56-58].

Не должно удивляться, если продолжается борьба и после исповеди. [4: 67].

О борьбе против рассеянности мыслей. [4: 92].

Кто решился не оставлять борьбы, тот избежит многих преткновений. [4: 93].

Когда бываем боримы к переходу в другое место — значит, мы тут противоборствуем. [4: 109].

Если терпим нападение от врагов — значит, мы противоборствуем им; а в противном случае — согласны с ними. [15: 61].

На духовных воинов враг вооружается сильнее, и почему? [4: 113].

Диавол берет послушников желанием подвигов, свойственных безмолвникам, и наоборот. [4: 118].

С каким намерением иногда бесы не борют нас страстями. [8: 9].

Борьба против гнева и памятозлобия требует великого прилежания, и почему? [8: 15]. Устроения борющихся с плотскою страстию различны. [15: 13].

Средства, употребляемые в борьбе против плотской страсти. [15: 13, 14, 15].

Нельзя надеяться победить, без помощи Божией, своими силами тело, и даже бороться с ним. [15: 25].

Начинать борьбу должно против господствующей страсти, а особенно плотской. [15: 41].

Как блудный бес вводит нас в прелесть ложными слезами и утешениями. [15: 42].

Блудным грехом оскверняется и самое тело, он называется падением. [15: 43].

Каким образом враг связывает людей нечистою любовью. [15: 45].

Почему бесы борют более живущих на безмолвных местах? [15: 61].

Каким образом враг приводит к падению чрез благие собеседования с женским полом? [15: 63].

О различии вражиих нападений (см. Блудная брань). [15: 67].

Достойна удивления борьба существа плотяного с невещественным духом. [15: 71]

Что значит в брани духовной: прилог, сочетание, сложение, пленение и страсть? [15: 73].

Все бесовские брани случаются с нами от трех причин: от нерадения и сластолюбия нашего, от гордости и от зависти диавола. [26: 6–76].

Что есть окрадение души, и убиение, и погибель? [26: 11].

Какое свирепое мы переплываем море, и каких оно исполнено опасностей? [26: 15].

Для нас полезнее не отличаться особенною жизнию от других и не вступать в брань с тысячами врагов. [26: 32].

Иное — молиться против помыслов, иное — противоречить им и иное — презирать их. [26: 79].

В духовной жизни есть свое время всякой вещи: время борьбы, победы и побеждения. [26: 87].

Боязливый да не выходит на брань, и почему? [26: 108].

Будем стараться не отражать только бесов, но и нападать на них. [26: 138].

Победившие страсти уязвляют бесов, притворяясь в некоторых случаях немощными, и примеры сего. [26: 139].

Для чего бесы внушают нам иногда и добрые помыслы, а после противоречат им? [26: 153].

С умножением духовных браней уможаются и венцы, а неуязвляемый от врагов не получит венца; и побуждение к мужеству. [26: 156].

Нужно иметь рассуждение: когда противостоять причинам страстей, и когда отступать? [26: 181].

Не должно ужасаться, если в иноческом подвиге мы более боримы, чем живши в мире. [26: 183].

Как действует брань бесов на страстных, и как на преуспевших. [26: 185].

Мысленные звери и птицы различно вредят во время сеяния и жатвы, потому должно употреблять и соответственные орудия к отражению. [26: 243].

Пример увенчания инока, терпящего на брани от бесов многие беды. [26: 247].

Как бесы борют некоторых, под видом добра, безвременным желанием безмолвия. [27: 1].

Ничто не доказывает столько победы над бесами, как лютые их брани на нас. [27: 49].

Надобно рассуждать: каких врагов отражать издали, и каких допускать к борьбе с собою; иногда отречение от брани делает нас непотребными. [27: 71].

В особенности надобно блюсти себя от того беса, который постоянно борет нас — во сне, во бдении и молитве. [27: 72.]

Кто устоит победителем в трех различных часах (славолюбии, сластолюбии и сребролюбии), тот не умрет. [26: 157].

Боязливость и страхование

Боязливость происходит от неверия и тщеславия, и борет больше живущих в безмолвных местах. [21: 1].

Что такое — боязливость и страх? [21: 2–3].

Гордая душа есть раба боязливости, и почему? [21: 4].

Плачущие о грехах чужды страха. [21: 5]; [27: 20].

Почему боязливые иногда претерпевают умоисступление? [21: 5].

Все боязливые тщеславны, но не все небоязливые смиренномудры. [21: 6].

Средства к избавлению от боязливости. [21: 7].

По мере плача отходит боязливость, а с уменьшением оного — увеличивается. [21: 8].

Страхом поражается прежде иногда душа, а иногда плоть; и в чем состоит признак избавления от боязливости? [21: 9].

Не пустынные места, а бесплодие души укрепляет бесов к устрашению нашем). [21: 10].

Боязливости подвержены более неимеющие страха Божия. [21: 11].

Признаки — кто приступает к нам — злой дух или Ангел. [21: 12].

Безмолвник не должен бояться игралищ и шумов бесовских, и почему? [27: 20].

Бесы

Бесы в новоначалии смущают нас сновидениями о родных. [3: 26].

Бесы являются в сновидениях ложными пророками. [3: 27].

Бесы не знают будущего по предуведению. [3: 27].

Бесы являются в сновидениях, для прельщения в виде Ангелов и святых. [3: 28].

Бесам свойственно — падши никогда не восставать. [4: 31].

Бесы всегда на нас свирепствуют и вооружаются. [4: 35].

Диаволы своей воле не противятся. [4: 109].

Бесы боятся внутреннего сетования и сердечного внимания. [7: 15].

Иногда бес бесу противоборствует, по смотрению Божию. [9: 7].

Бесы побуждают нас или грешить, или осуждать согрешающих; и для чего? [10: 11].

Какими внушениями бесы стараются удержать нас при смешных рассказах? [12: 5].

Совет — как отражать нападение и стужение бесов. [14: 32].

Как хитро борют нас бесы, и устраивают нападения. [15: 28, 29, 56].

Бесы радуются о блуде (см. Блуд). [15: 35].

Почему бесы не борют нас, когда временно бываем в мире. [15: 61].

О помрачении бесами ума нашего (см. Блуд). [15: 82].

О признаках присутствия Ангела или беса. [21: 12].

Какими явлениями бесы обольщают гордых? [23: 19].

Кротость — узы для бесов, а мятежливая душа — обиталище для них. [24: 5-7].

Бесы, возобладав душою, какое в ней производят помрачение? [26: 9].

Бесы и страсти иногда от нас отходят. [26: 61–65].

Бесы часто внушают нам подвиги выше сил, и для чего? [26: 121–164].

Бесы один другому не противятся, но все ищут нашей погибели. [26: 85].

Почему бесы иногда советуют нам грешить не одним, а иметь сообщников? [26:126].

Не многим известно лукавство бесов и бывающие непонятные перемены. [26: 127].

Завистливые бесы оставляют святых, и для чего? [26: 147].

Какие бесы нас смиряют, какие возвышают, и другие производят действия. [26: 173–182].

Бесы не всегда внушают нам худые помыслы. [26: 153–186].