Д

Дарование

Безрассудно гордиться Божиими дарованиями. [23: 16].

Невкусившим духовных дарований неудобно объяснить о их действиях словами. [25: 1].

Каким образом некоторые смирялись чрез самые дарования Божий. [25: 5-36].

Дарования в легкомысленных людях истребляют часто смирение. [25: 52].

Какое имеет преимущество понуждение к добрым качествам пред имеющими оные от природы. И почему не должно хвалиться ими? [26: 28-29].

Чрез одни труды без смирения, дарований не сподобляются. [26: 52].

Дарования за труды даются различно; иным в начале, иным в средине, а иным при смерти, по мере смирения каждого. [26: 88].

Сокровенные духовные дарования выше и безопаснее видимых. [26: 95].

Для чего Господь, предвидя падение некоторых, украшает их духовными дарованиями? [26: 130].

Каким образом Господь награждает рабов Своих дарованиями, смотря по одежде нашего смирения? [28: 53].

Господь награждает рабов Своих духовными дарованиями наиболее в Господские и годовые праздники. (В Слове к пастырю.). [3: 2].

Дерзость или вольное обращение

Почему должно вести себя скромно пред любящими нас о Господе? [26: 99].

Добродетель

Начинающим путь благочестия нужны прежде всего: незлобие, пост и целомудрие. [1: 10].

В прохождении добродетелей какие действия ощущают: в начале, в средине и в конце? [1: 16].

Добродетели приобретаются временем и терпением. [7: 20].

Добродетели уподобляются лествице Иаковлевой. [9: 1].

Не должно объявлять своих добродетелей под предлогом пользы ближнего. [22: 34].

Доказательства — почему нельзя гордиться добродетелями и дарованиями? [23: 16].

Не должно надеяться на свои добродетели. [23: 17].

Гордость низвергает с высоты добродетелей. [23: 30].

Тщеславие и гордость часто следуют и за исправлением добродетелей: послушания, терпения поруганий и других. [23: 38].

Как добродетель смирения начнет в нас преуспевать, тогда мы все свои добрые дела вменяем за ничто; и думаем, что мы еще прилагаем к бремени нашему, за неведомое расточение добродетелей. [25: 5].

Не верить своим добрым делам и желание всегда научаться — одно из свойств смирения. [25: 8].

Одной только добродетели смиренномудрия бесы подражать не могут. [25: 18].

Какие три рва, во всех добрых делах, ископывают нам бесы; и чем им должно сопротивляться? [26: 8].

Какой алфавит добродетелей приличен для всех, какой — для средних, и какой — для совершенных? [26-16-18].

Полученные нами в юности наставления и воспитание — или способствуют, или препятствуют к добродетели и монашеской жизни. [26: 30-123].

Потом и делами должны мы научаться божественному, а не нагим словом; и почему? [26: 36-37].

В прохождении добрых дел бывают разные намерения. [26: 57].

В творении добродетелей иногда незаметно примешиваются страсти; и как? [26: 58].

Порока и страстей Бог не сотворил, а добродетели многие имеем от природы. [26: 67].

Какие добродетели вышеестественные, и от кого оным научаемся? [26: 68].

Вся деятельная часть духовной жизни заключается в двух добредетелях: в посте и в послушании; и почему? [26: 73].

Нужно испытывать себя, в каком находимся устроении в отношении добродетелей и страстей. [26: 75].

Всякому духовному деланию предшествует наше произволение и Божия помощь. [26: 86].

Во всех действиях наших да будет нам правилом: точно ли по Богу предпринимаем и совершаем оные? и какой признак оного в новоначальных, средних и совершенных? [26: 91].

Как считать — великое у малых, и малое у великих? [26: 92].

Пути ко спасению различны, нередко полезный одному для другого неудобен. [26: 105].

Меньшие добродетели рождаются от больших, а большие от Господа; так же можно судить и о противном, то есть о страстях. [26: 108-142].

Не все могут скоро постигать волю Божию в делах своих, и каким образом поступать хотящим познать оную? [26: 109-110].

Господь судит дела наши по намерениям нашим. [26: 118].

Иные предпринимают делания выше меры и сил своих по любви к Богу и по смирению сердца; а другие отваживаются на это по гордости. [26: 121].

Недоумение: почему мы преклоняемся более к страстям и порокам, чем к добродетели? [26: 133].

В добродетелях есть дщери и матери; разумный подвизается более о приобретении матерей. [26: 142].

Каким образом конец добродетели беспределен? [26: 152].

Когда нам кажется, что мы стяжали какое-либо благо, то должно испытывать себя — и тогда найдем, что мы недостаточны. [26: 161].

Пример — как и одна добродетель (благо) часто изглаждает многие согрешения. [26: 220].

Проходящие добродетели близ мира удобно могут быть скрадываемы, подобно спящим. [26: 225].

Различные степени добродетелей для восхождения к бесстрастию. [26: 248-249].

Все доброе связуется и содержится тремя добродетелями: верою, надеждою и любовию. Чему они подобны и какие их плоды? [30: 1, 2, 3].

Образцы для добродетелей, заимствованные из обыкновенной человеческой жизни. [30: 11].

Догматы

Глубина догматов неисследима, и касаться оной опасно, в особенности подверженному какой-либо страсти. [27: 10-11].

Кто может утверждать догматы о Пресвятой Троице и богословствовать? [30: 23-24].

Друг

Какая польза иметь друзей — но друзей духовных? (В Слове к пастырю). [3: 2].

Душа

Что есть окрадение, убиение и погибель души? [26: 11].

По мере очищения души и страсти от нас отходят. [26: 63].

Душа, очистившаяся от страстей может видеть и в себе и в других и благоухание добродетелей, и злосмрадие страстей, от которых сама избавилась. [26: 81-96].

Почему иногда и страстные могут познавать мысли других? [26: 100].

По каким признакам должны познавать посещение Божие и милость — немощные душою, и по каким — совершенные? [26: 102].

Души по смерти или восходят на небо, или нисходят в преисподнюю страну, а третьего места нет. [26: 107].

Неленостная душа возбуждает против себя врагов на брань. [26: 156].

Весь мир не стоит одной души, и почему? (В Слове к пастырю). [13: 18].