Г

Гнев и ярость

Живущие в общежитии должны блюсти себя от гнева. [4: 77–117].

Безгневие и непамятозлобие приличны преуспевающим в плаче. [7: 4].

Если в плачущих видим гнев и гордость, то слезы их неправильные. [7: 29].

Слезы истинного плача угашают всякий пламень раздражительности и гнева. [8: 1].

Что есть гнев и раздражительность? [8: 5].

От благовония смирения истребляется всякий гнев и раздражительность. [8: 6].

О вреде раздражительности и врачевании ее. [8: 7–9].

Склонному к раздражительности и гневу полезно обращение с другими для обуздания своей страсти. [8: 10–25].

Увлекающийся по временам сими страстями получает вредный навык. [8: 11].

Раздражительность и гнев больше всего неприличны кающимся. [8: 12].

В чем состоит крайняя степень раздражительности? [8: 13].

Гнев и раздражительность более всего удаляют от нас Святого Духа. [8: 14].

Иногда воспаление гневом избавляет от долгого памятозлобия. [8: 15].

О вредном действовании тех, кои под видом молчания и терпения скрывают памятозлобие. [8: 15].

Почему во гневе вредны и воздержание и пресыщение, а полезно умеренное принятие пищи. [8: 16].

О вреде безмолвия и уединения для раздражительных и гневливых и о пользе для таковых общежития. [8: 18].

Гневливый и раздражительный вредит братству более, нежели сластолюбивый. [8: 18].

Как велик грех возмущаться гневом, и особенно выражать его в словах и действиях. [9: 19].

Ближнего должно вразумлять с кротостию, удерживая себя от жестокости и грубости. [8: 20].

Склонные к гневу, бдением, постом и безмолвием питают свою страсть. [8: 21].

Как жалко устроение гневливых, происходящее от тайной гордости. [8: 24].

Как раздражительность и гнев возгораются от различных причин, то и врачевание их неодинаково. [8: 28].

Гнев — от чего рождается, что производит, и чем побеждается? [8: 29].

От раздражительности рождается памятозлобие. [9: 1].

Оставивший гнев победил памятозлобие. [9: 4].

В беседе гневливого и лицемера не услышишь правого слова. [24: 13].

Любовь бесчестия исцеляет от раздражительности. [26: 195].

Раздражительность и гнев, подобно ветрам, больше всего возмущают ум. [26: 216].

В чем состоит главный предел гнева и долготерпения. [29: 10].

Гордость

Кто упорно настаивает на своем мнении или слове, тот одержим диавольским недугом (то есть гордостию). [4: 48].

Каким образом благоразумный послушник, и при дарованиях, отражает помыслы возношения? [4: 54].

Уединенному безмолвнику трудно отвергать помыслы возношения. [4: 35].

Лучше бороться с нечистотами (в помыслах), нежели с гордостию. [4: 67].

Что рождает в послушнике, вместо смирения, гордость? [4: 79].

Живя в братстве, не должно считать себя лучшим других и отличаться от других по самомнению. [4: 81–82].

Если в плачущих видим гордость и гнев, то слезы их неправильные. [7: 29–30].

Кому подобны гордящиеся своими слезами и осуждающие других — неплачущих? [7: 44].

Плач — средство к достижению смирения — душевные враги обращают в источник гордости. [7: 68].

Гнев и раздражительность есть знак великого возношения. [8: 12].

Сколь полезно общежитие для тех, кои склонны к гордости и гневу? [8: 25].

От угождения чрева кичится помысл, а от утеснения оного смиряется сердце. [14: 21].

Каким образом гордость бывает иногда причиною смиренномудрия. [15: 38].

За мнение о своей чистоте попускается наиболее блудная брань. [15: 78].

Гордая душа есть раба боязливости, и почему? [21: 4].

Гордые от боязни претерпевают исступление, и почему? [21: 5].

Какое различие между гордостию и тщеславием? [22: 1].

Каким образом тщеславие бывает матерью гордости? [22: 35–45].

В чем состоит гордость, и свойства ее. [23: 1–13].

В чем состоит начало, средина и конец гордости? [23: 2].

Отличительные признаки гордости: гневливость, осуждение, уничижение ближних, самохвальство, ненависть обличения, хула и подобное. [23: 1-2].

Гордость вначале вкрадывается под видом благодарения. [23: 3].

Где совершилось грехопадение, там предварила гордость. [23: 4].

Гордость одна заменяет все страсти. [23: 5].

Высокомудрый монах сильно прекословит, а смиренномудрый наоборот. [23: 6].

Монах надменный не может иметь послушания. [23: 7].

Свойство высокоумного — желание начальствовать, [23: 8].

Господь гордым противится: то кто их может помиловать и очистить? [23: 9].

Как наказываются гордые? И в каком случае не могут исцелиться от людей? [23: 10].

Гордый отвергает обличение; а кто оное принимает, тот разрешается от гордыни. [23: 11].

Некто ниспал с небес от одной страсти — гордости. [23: 12].

Гордость губит все наши труды, и молитва гордых неприемлема. [23: 13].

Чем один премудрый старец доказал брату, что он имеет гордость? [23: 14]

Людям гордым всего полезнее повиновение и другие подобные средства. [23: 15].

Почему не должно гордиться Божиими дарованиями и добродетелями. [23: 16, 18, 20].

Какими явлениями бес гордых обольщает и доводит до исступления ума? [23: 19].

Кичение происходит от забвения согрешений. [23: 28].

Гордость есть убожество души, мечтающей будто имеет богатство. [23: 29-36].

Гордость низвергает с высоты добродетелей и не дает простираться вперед. [23: 30].

Гордый подобен гнилому яблоку, по наружности красивому. [23: 31].

Почему гордый монах не имеет нужды в искушении от беса? [23: 32].

Гордый чужд добродетели, как тьма чужда света. [23: 33].

В гордых сердцах рождаются хульные глаголы. [23: 34].

Гордый уничижает кротких. [23: 35].

Гордому для спасения нужна помощь Божия, а человеческая бесполезна. [23: 37] и [26: 180].

Тщеславие и гордость рождают все страсти; они часто следуют даже после претерпения поруганий, исправления послушания, и безгневия, и непамятозлобия и прочих добродетелей; и чем они побеждаются? [23: 38].

Разум и знание многих надмевают, а невежество смиряет. [24: 29].

Гордый хочет исследовать судьбы Божий. [25: 12].

Каким образом мудрый старец отразил похвалы бесов? [25: 13].

Кто освободился от возношения, тот удобно получает оправдание от прочих грехов. [25: 35].

Признак крайней гордости и глубокого смиренномудрия. [25: 44].

Для гордого трудно последовать словам и мнению других, а для смиренного — последовать себе. [25: 54].

Иногда страсти от нас отходят, оставляя одну гордость. [26: 62].

Опасно испытывать судьбы Божий — это происходит от возношения. [26: 83-129].

Как поступать, когда борет нас возношение, или противоположное оному отчаяние, которые могут быть в одном человеке? [26: 146-150].

Гордость примешивается к мужеству, [26: 160].

Какие грехи нас смиряют, и какие возвышают. [26: 173-182].

Блудных исцеляют люди, лукавых и злых — Ангелы, а гордых — Сам Бог. [26: 180].

Чем исцеляется видимая и невидимая гордость. [26: 198].

Возношение гибельнее всех страстей, а особенно для безмолвников. [27: 80].

В чем состоят признаки гордости и смирения? [29: 10].

Грех

Не должно считать себя недостойным монашеской жизни ради множества грехов своих. [1: 19].

Вступая на поприще послушания, должно исповедать наставнику грехи свои. [4: 10].

Повесть о разбойнике, принесшем покаяние в грехах своих. [4: 11].

Без исповедания грехов своих никто не может получить в них прощения. [4: 12].

При обличении нас от других, должно вспоминать грехи свои, и какая от сего польза? [4: 43].

Кто принимает обличение, тот получит прощение во грехах. [4: 44].

Бесы советуют нам или не исповедовать грехов своих; или говорить об них как бы от чужого лица, [4: 63].

Жизнь Иоанна Савваита — пример для желающих получить прощение грехов. [4: 111].

О различных причинах падений: какие от нерадения нашего, или от попущения Божия, или же по отвращению Божию от нас. [5: 29].

До падения бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а по падении жестоким. [5: 31]. После падения в тяжкие грехи, не должно нерадеть о малых. [5: 32].

Какие признаки извещения о прощении грехов? [5: 34-35].

Подобное сему — о разрешении грехов. [5: 37].

Трепет, производимый памятию о смерти, есть признак нераскаянных согрешений. [6: 3].

Предохранен от падения тот, кто чрез воспоминание о смерти и грехах своих орошает слезами свои ланиты. [7: 42].

При исходе нашем от жизни, будем обвинены не за то, что не богословствовали и не творили чудес, а что не плакали о грехах своих. [7: 70].

Если кто извергает из сердца памятозлобие, то получает прощение грехов; а памятозлобствующий лишается милости Божией. [9: 15-16].

Некоторые, явно согрешив, покаялись тайно, и потому не должно осуждать согрешающих. [10: 6-8].

Кратчайший путь к получению прощения грехов — никого не осуждать. [10: 7].

В каких грехах осуждаем ближнего, в те впадаем и сами. [10: 9].

Когда не памятуем своих грехов — впадаем в осуждение других. [10: 10].

Осуждение ближних, и кроме других грехов, может нас погубить. [10: 15].

Познавший свои согрешения удерживает свой язык от многословия. [11: 4].

Почему часто один и тот же грех судится различно? [15: 58].

Где совершилось грехопадение, там предварила гордость. [23: 4].

От забвения согрешений происходит кичение, а от памятования оных — смирение. [23: 28].

Врачевством для утоления греховных язв служит приятие уничижений с радостию. [25: 8].

Освободивший себя от возношения удобно получит оправдание в прочих грехах. [25: 35].

Должно укорять себя и за невольные грехи, и почему? [25: 55].

Пока грешим произвольно, дотоле нет в нас смирения. [25: 57].

Манассия согрешил паче всех человек, но смирение возмогло исцелить язвы его, [25: 60].

Смиренномудрие и из бездны грехов может возвести душу на небо. [25: 68].

Какие грехи происходят от трех главный страстей? [26: 39].

Когда душа сподобится прощения грехов, тогда узрит Божественный свет. [26: 93].

Иное есть грех, иное — праздность, иное — нерадение, иное — страсть, иное — падение. [26: 94].

Совет немощным, кои, за грехи свои, покушаются на подвиги выше своих сил. [26: 122].

Какие грехи нас смиряют, и какие приводят в возношение? [26: 173-182].

Пример, как и одна добродетель заглаждает множество грехов. [26: 220].

Пример, как грехи очищаются слезами, и чем еще, за неимением их? [26: 229-230].

Свежая рана удобно исцеляется, а многовременные греховные язвы неудобно врачуются. [26: 233].

Немощный телом, много согрешивший, Найдет спасение путем смирения. [26: 238].

Прощение грехов есть стена горнего Иерусалима; кто покаянием здесь не прейдет сей стены, тот водворится в пустыне бесов и страстей. [29: 14].

Грех пастыря и мысленный судится строже послушникова, на самом деле совершенного. (В Слове к пастырю.). [12: 7].