Г
Гнев и ярость
Живущие в общежитии должны блюсти себя от гнева. [4: 77–117].
Безгневие и непамятозлобие приличны преуспевающим в плаче. [7: 4].
Если в плачущих видим гнев и гордость, то слезы их неправильные. [7: 29].
Слезы истинного плача угашают всякий пламень раздражительности и гнева. [8: 1].
Что есть гнев и раздражительность? [8: 5].
От благовония смирения истребляется всякий гнев и раздражительность. [8: 6].
О вреде раздражительности и врачевании ее. [8: 7–9].
Склонному к раздражительности и гневу полезно обращение с другими для обуздания своей страсти. [8: 10–25].
Увлекающийся по временам сими страстями получает вредный навык. [8: 11].
Раздражительность и гнев больше всего неприличны кающимся. [8: 12].
В чем состоит крайняя степень раздражительности? [8: 13].
Гнев и раздражительность более всего удаляют от нас Святого Духа. [8: 14].
Иногда воспаление гневом избавляет от долгого памятозлобия. [8: 15].
О вредном действовании тех, кои под видом молчания и терпения скрывают памятозлобие. [8: 15].
Почему во гневе вредны и воздержание и пресыщение, а полезно умеренное принятие пищи. [8: 16].
О вреде безмолвия и уединения для раздражительных и гневливых и о пользе для таковых общежития. [8: 18].
Гневливый и раздражительный вредит братству более, нежели сластолюбивый. [8: 18].
Как велик грех возмущаться гневом, и особенно выражать его в словах и действиях. [9: 19].
Ближнего должно вразумлять с кротостию, удерживая себя от жестокости и грубости. [8: 20].
Склонные к гневу, бдением, постом и безмолвием питают свою страсть. [8: 21].
Как жалко устроение гневливых, происходящее от тайной гордости. [8: 24].
Как раздражительность и гнев возгораются от различных причин, то и врачевание их неодинаково. [8: 28].
Гнев — от чего рождается, что производит, и чем побеждается? [8: 29].
От раздражительности рождается памятозлобие. [9: 1].
Оставивший гнев победил памятозлобие. [9: 4].
В беседе гневливого и лицемера не услышишь правого слова. [24: 13].
Любовь бесчестия исцеляет от раздражительности. [26: 195].
Раздражительность и гнев, подобно ветрам, больше всего возмущают ум. [26: 216].
В чем состоит главный предел гнева и долготерпения. [29: 10].
Гордость
Кто упорно настаивает на своем мнении или слове, тот одержим диавольским недугом (то есть гордостию). [4: 48].
Каким образом благоразумный послушник, и при дарованиях, отражает помыслы возношения? [4: 54].
Уединенному безмолвнику трудно отвергать помыслы возношения. [4: 35].
Лучше бороться с нечистотами (в помыслах), нежели с гордостию. [4: 67].
Что рождает в послушнике, вместо смирения, гордость? [4: 79].
Живя в братстве, не должно считать себя лучшим других и отличаться от других по самомнению. [4: 81–82].
Если в плачущих видим гордость и гнев, то слезы их неправильные. [7: 29–30].
Кому подобны гордящиеся своими слезами и осуждающие других — неплачущих? [7: 44].
Плач — средство к достижению смирения — душевные враги обращают в источник гордости. [7: 68].
Гнев и раздражительность есть знак великого возношения. [8: 12].
Сколь полезно общежитие для тех, кои склонны к гордости и гневу? [8: 25].
От угождения чрева кичится помысл, а от утеснения оного смиряется сердце. [14: 21].
Каким образом гордость бывает иногда причиною смиренномудрия. [15: 38].
За мнение о своей чистоте попускается наиболее блудная брань. [15: 78].
Гордая душа есть раба боязливости, и почему? [21: 4].
Гордые от боязни претерпевают исступление, и почему? [21: 5].
Какое различие между гордостию и тщеславием? [22: 1].
Каким образом тщеславие бывает матерью гордости? [22: 35–45].
В чем состоит гордость, и свойства ее. [23: 1–13].
В чем состоит начало, средина и конец гордости? [23: 2].
Отличительные признаки гордости: гневливость, осуждение, уничижение ближних, самохвальство, ненависть обличения, хула и подобное. [23: 1-2].
Гордость вначале вкрадывается под видом благодарения. [23: 3].
Где совершилось грехопадение, там предварила гордость. [23: 4].
Гордость одна заменяет все страсти. [23: 5].
Высокомудрый монах сильно прекословит, а смиренномудрый наоборот. [23: 6].
Монах надменный не может иметь послушания. [23: 7].
Свойство высокоумного — желание начальствовать, [23: 8].
Господь гордым противится: то кто их может помиловать и очистить? [23: 9].
Как наказываются гордые? И в каком случае не могут исцелиться от людей? [23: 10].
Гордый отвергает обличение; а кто оное принимает, тот разрешается от гордыни. [23: 11].
Некто ниспал с небес от одной страсти — гордости. [23: 12].
Гордость губит все наши труды, и молитва гордых неприемлема. [23: 13].
Чем один премудрый старец доказал брату, что он имеет гордость? [23: 14]
Людям гордым всего полезнее повиновение и другие подобные средства. [23: 15].
Почему не должно гордиться Божиими дарованиями и добродетелями. [23: 16, 18, 20].
Какими явлениями бес гордых обольщает и доводит до исступления ума? [23: 19].
Кичение происходит от забвения согрешений. [23: 28].
Гордость есть убожество души, мечтающей будто имеет богатство. [23: 29-36].
Гордость низвергает с высоты добродетелей и не дает простираться вперед. [23: 30].
Гордый подобен гнилому яблоку, по наружности красивому. [23: 31].
Почему гордый монах не имеет нужды в искушении от беса? [23: 32].
Гордый чужд добродетели, как тьма чужда света. [23: 33].
В гордых сердцах рождаются хульные глаголы. [23: 34].
Гордый уничижает кротких. [23: 35].
Гордому для спасения нужна помощь Божия, а человеческая бесполезна. [23: 37] и [26: 180].
Тщеславие и гордость рождают все страсти; они часто следуют даже после претерпения поруганий, исправления послушания, и безгневия, и непамятозлобия и прочих добродетелей; и чем они побеждаются? [23: 38].
Разум и знание многих надмевают, а невежество смиряет. [24: 29].
Гордый хочет исследовать судьбы Божий. [25: 12].
Каким образом мудрый старец отразил похвалы бесов? [25: 13].
Кто освободился от возношения, тот удобно получает оправдание от прочих грехов. [25: 35].
Признак крайней гордости и глубокого смиренномудрия. [25: 44].
Для гордого трудно последовать словам и мнению других, а для смиренного — последовать себе. [25: 54].
Иногда страсти от нас отходят, оставляя одну гордость. [26: 62].
Опасно испытывать судьбы Божий — это происходит от возношения. [26: 83-129].
Как поступать, когда борет нас возношение, или противоположное оному отчаяние, которые могут быть в одном человеке? [26: 146-150].
Гордость примешивается к мужеству, [26: 160].
Какие грехи нас смиряют, и какие возвышают. [26: 173-182].
Блудных исцеляют люди, лукавых и злых — Ангелы, а гордых — Сам Бог. [26: 180].
Чем исцеляется видимая и невидимая гордость. [26: 198].
Возношение гибельнее всех страстей, а особенно для безмолвников. [27: 80].
В чем состоят признаки гордости и смирения? [29: 10].
Грех
Не должно считать себя недостойным монашеской жизни ради множества грехов своих. [1: 19].
Вступая на поприще послушания, должно исповедать наставнику грехи свои. [4: 10].
Повесть о разбойнике, принесшем покаяние в грехах своих. [4: 11].
Без исповедания грехов своих никто не может получить в них прощения. [4: 12].
При обличении нас от других, должно вспоминать грехи свои, и какая от сего польза? [4: 43].
Кто принимает обличение, тот получит прощение во грехах. [4: 44].
Бесы советуют нам или не исповедовать грехов своих; или говорить об них как бы от чужого лица, [4: 63].
Жизнь Иоанна Савваита — пример для желающих получить прощение грехов. [4: 111].
О различных причинах падений: какие от нерадения нашего, или от попущения Божия, или же по отвращению Божию от нас. [5: 29].
До падения бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а по падении жестоким. [5: 31]. После падения в тяжкие грехи, не должно нерадеть о малых. [5: 32].
Какие признаки извещения о прощении грехов? [5: 34-35].
Подобное сему — о разрешении грехов. [5: 37].
Трепет, производимый памятию о смерти, есть признак нераскаянных согрешений. [6: 3].
Предохранен от падения тот, кто чрез воспоминание о смерти и грехах своих орошает слезами свои ланиты. [7: 42].
При исходе нашем от жизни, будем обвинены не за то, что не богословствовали и не творили чудес, а что не плакали о грехах своих. [7: 70].
Если кто извергает из сердца памятозлобие, то получает прощение грехов; а памятозлобствующий лишается милости Божией. [9: 15-16].
Некоторые, явно согрешив, покаялись тайно, и потому не должно осуждать согрешающих. [10: 6-8].
Кратчайший путь к получению прощения грехов — никого не осуждать. [10: 7].
В каких грехах осуждаем ближнего, в те впадаем и сами. [10: 9].
Когда не памятуем своих грехов — впадаем в осуждение других. [10: 10].
Осуждение ближних, и кроме других грехов, может нас погубить. [10: 15].
Познавший свои согрешения удерживает свой язык от многословия. [11: 4].
Почему часто один и тот же грех судится различно? [15: 58].
Где совершилось грехопадение, там предварила гордость. [23: 4].
От забвения согрешений происходит кичение, а от памятования оных — смирение. [23: 28].
Врачевством для утоления греховных язв служит приятие уничижений с радостию. [25: 8].
Освободивший себя от возношения удобно получит оправдание в прочих грехах. [25: 35].
Должно укорять себя и за невольные грехи, и почему? [25: 55].
Пока грешим произвольно, дотоле нет в нас смирения. [25: 57].
Манассия согрешил паче всех человек, но смирение возмогло исцелить язвы его, [25: 60].
Смиренномудрие и из бездны грехов может возвести душу на небо. [25: 68].
Какие грехи происходят от трех главный страстей? [26: 39].
Когда душа сподобится прощения грехов, тогда узрит Божественный свет. [26: 93].
Иное есть грех, иное — праздность, иное — нерадение, иное — страсть, иное — падение. [26: 94].
Совет немощным, кои, за грехи свои, покушаются на подвиги выше своих сил. [26: 122].
Какие грехи нас смиряют, и какие приводят в возношение? [26: 173-182].
Пример, как и одна добродетель заглаждает множество грехов. [26: 220].
Пример, как грехи очищаются слезами, и чем еще, за неимением их? [26: 229-230].
Свежая рана удобно исцеляется, а многовременные греховные язвы неудобно врачуются. [26: 233].
Немощный телом, много согрешивший, Найдет спасение путем смирения. [26: 238].
Прощение грехов есть стена горнего Иерусалима; кто покаянием здесь не прейдет сей стены, тот водворится в пустыне бесов и страстей. [29: 14].
Грех пастыря и мысленный судится строже послушникова, на самом деле совершенного. (В Слове к пастырю.). [12: 7].