Его же. От чего рождается в душе духовное чувство [477] и сколь возвышена мера его.
1. Есть духовное чувство, которое рождается из размышления: оно дает наслаждение, радость и ликование душе. Есть также и другой вид, который сам по себе [478] ниспадает на человека. Ибо в начале того знания, которое <происходит> от размышления, от любви к учению, от богоугодного делания [479] и собеседования, постоянно размышляет разум о том или другом. И время от времени, по причине этого прекрасного размышления о любви Божией и мысли о божественных <предметах>, у того, кто занимается этим с любовью, надеясь обрести свой собственный путь служения <Богу>, [480] постоянно рождается внутри [481] духовное видение вещей. Когда немного очищена душа его в служении страха Божия и трезвения, тогда духовное созерцание само по себе ниспадает время от времени на душу его без всякой заботы <с ее стороны>. И все время человек тот встречает в разуме своем некое прозрение, и внезапно оказывается разум его без движения, словно в некоем божественном облаке, которое ошеломляет <его> и заставляет умолкнуть.
2. Случается также, что без всяких прозрений время от времени безмолвие некое ниспадает на человека, и разум бывает собран и погружается внутрь себя в непостижимом ошеломлении. Это — гавань, исполненная покоя, о которой Отцы в писаниях своих говорят, [482] что иногда входит естество туда, где оно приближается к порогу духовного образа жизни. [483] С этого начинается вступление на третий уровень, то есть на <уровень> духовного существования. [484] И когда очи инока [485] устремлены к этой гавани с самого начала его ученичества и до гроба, несет он всякое телесное и душевное трудничество, и различные несчастья преследуют его на этом пути. [486] Но коль скоро приблизился инок к этому порогу, он направляет свой путь прямо в гавань и приближается к духовному образу жизни. И с этого <времени> происходят с ним восхитительные <вещи>, и получает он залог нового века.
3. Тот, кто читает это, пусть вспомнит о той собранности разума, [487] о которой говорилось в конце четвертой сотницы [488] «Глав о знании». [489] Ибо именно таким образом подвижники достигают в своем путешествии этой гавани. И в этом — служение совершенных иноков; [490] и благодаря этому завершается их путешествие, и достигает гавани тяжелый корабль их подвижничества. С этого <времени> удостаиваются они любви к Иисусу Христу, Господу нашему, [491] и по временам узревают они славу естества Его, ибо таков венец праведных. И исполняется на них сказанное: