ПРЕПОДОБНЫХ ВАРСОНОФИЯ И ИОАННА ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ
Ответы 1–100
Ответ 1, Великого Старца авве Иоанну, иноку обители святого Саввы, просившему (благословения) придти и поселиться в их общежитии.
Апостол написал:
И я, Серид, [9] скажу тебе дивную вещь: когда Старец говорил сие, я подумал про себя: как могу удержать все сие в памяти, чтобы написать (после)? Если бы угодно было Cтарцу, то я мог бы принести сюда чернила и хартию и, слушая его, писать слово за словом. Старец же проникнул мысль мою, и лице его просияло, как огнь, и он сказал мне: «Поди, напиши, и не бойся; ибо если я скажу тебе и бесчисленное множество слов, с тем чтобы ты написал их, то знай, что Дух Божий не попустит тебе написать ни одним словом больше или меньше сказанного, хотя бы ты и сам пожелал того, но наставит руку твою, как написать сказанное в последовательном порядке».
Ответ 2, того же Великого Старца к тому же, предвозвещающий ему различные скорби, которые его ожидают, и телесную болезнь, а чрез них душевное преспеяние.
Скажи брату Иоанну: утверди сердце твое подобно твердому камню (камень же разумею мысленный), дабы ты мог услышать, что я намерен тебе сказать. Внимай же себе, чтобы, услышав сие, ты не вознесся в сердце своем и не отпал от духовного обетования; потому что напыщение погубило многих и из достигших в меру (духовного преспеяния). Но приготовься к благодарению за все, слыша слово святого апостола:
Ответ 3, другого Старца [10] тому же [11], на прошение его побеседовать с ним.
Скажи брату: прости меня Господа ради, — и желал бы я увидеть тебя, но, сберегая совесть других от (соблазна), не нахожу к тому удобства. Сорадуюсь же любви твоей о посылаемых тебе от Святого Старца благословениях, и блажен ты, что сподобился их.
Ответ 4. Когда искушение постигло монахов того места, где пребывал авва Иоанн, прежде перехода его в общежитие (аввы Серида), и смущение готово было возникнуть еще во время пребывания его там, Великий Старец, провидя сие духом, пишет ему следующее:
Напиши брату Иоанну: посылаю тебе три свидетельства от силы Божией и от Писаний Святого Духа, которыми возбуждаю твой ум к Божественной бдительности и к уразумению (внушений) Святого Духа для того, чтобы ты мог познать обстоятельства настоящего времени, каковы они. Первое свидетельство есть следующее: Бог сказал чрез пророка Исаию:
Ответ 5, того же Великого Старца авве (Сериду), который опечалился тем, что авва Иоанн замедлил придти к ним, и заключил из этого, что он уже вовсе не придет.
Не скорби, сын мой, и не печалься о брате нашем; хотя он и отсутствует телом, но духом он здесь и всегда пребывает с нами; потому что он единодушен нам, и никто не разлучит его от любви нашей, от ныне и до века.
6. Послание того же Великого Старца, писанное к авве Иоанну в обитель святого Саввы [12], когда он, по некоторым потребностям общежития, находился в своей стране и был беспокоим телесной бранью.
Напиши брату: вот ты находишься еще вне (обители и безмолвия), трудясь по силе твоей ради Бога и ради душ братий твоих, более же ради нашего и твоего собственного покоя и безмолвия. Потому что, когда братия будут успокоены и покрыты попечением нашим, тогда и мы чрез них найдем совершенное безмолвие. И исполнится на нас слово Писания:
Ответ 7, того же Великого Старца к тому же, который должен был пойти с братнею собирать (запас) для рукоделия и боялся пустынности тех мест; напоминание ему о трезвении над собою, против беспокоящей его телесной брани, и обещание содействия Божия в его стремлении — удалиться к ним на безмолвие.
Скажи призванному свыше Божественным мановением жить с нами не только в нынешнем, но и в будущем веке, искреннему и единодушному брату нашему Иоанну: Владыка наш Христос сказал Своим ученикам:
8. Тот же брат, немало потрудясь и не нашедши (запаса) для рукоделия, скорбел и удивлялся, отчего, по слову Старца, не был послан Ангел пред лицом его, не разумея, что это относилось к устранению препятствий, мешавших ему удалиться на безмолвие; по сему случаю Старец пишет ему следующее:
Напиши брату: пока корабль в море, он бывает подвержен опасностям и приражению ветров. Когда же достигнет в тихую и мирную пристань, не страшится более опасностей, скорбей и приражений ветров, но пребывает в безопасности. Так и любовь твоя: пока ты пребываешь с людьми, — ожидай скорбей, опасностей и приражения мысленных ветров. Когда же достигнешь в уготованное тебе (пристанище безмолвия), тогда не будешь иметь страха. Относительно упомянутых мною прежде слов Владыки нашего:
Ответ 9. Послание того же Великого Старца к тому же, который, отлучившись по надобностям общежития, изнемогал от сильной скорби, встретившейся ему при сем случае.
Напиши, чадо, брату нашему Иоанну приветствие о Господе от меня и от тебя и от брата нашего Иоанна (безмолвника), и скажи ему: не унывай в скорбях и трудах телесных, которые несешь, трудясь ради нас и ради нашего общежития; ибо и это так же значит положить душу свою за братию (см. 1 Ин. 3, 16), и надеюсь, что велика (будет) награда за труд сей. Как Господь поставил Иосифа прокормить братию свою во время голода (Быт. 47, 12) в Египте, так и тебя поставил Он послужить общежитию сему, вместе с сыном нашим Серидом. Я же повторяю тебе слово апостола, сказанное Тимофею:
Итак, потрудись, брат, усердно, чтобы приобрести большую любовь и покой. Корабль, прежде чем достигнет пристани, бывает ударяем волнами и обуревается сильными ветрами; когда же войдет в пристань, пребывает наконец в великой тишине. Разумей, что говорю, и соблюди это:
Ответ 10, того же Великого Старца к тому же, написанный во время скорби и болезни сего последнего, происшедшей от ушиба ноги камнем, упавшим на нее.
Возлюбленному брату Иоанну желаю радоваться о Господе. За телесный труд твой, понесенный ради нас, и за болезнь от поврежденной ноги твоей (переносимую Бога ради), да исполнит Владыка наш Бог душу твою, возлюбленный мой, во сто крат небесными благами. Уразумей, брат, что пишу тебе, и скрой в себе самом: сие приготовит тебя к тому, чтобы услышать радование небесное, Владычнее, Божественное; ибо, во имя Святой Троицы, я обретаю в тебе сонаследника моих дарований, данных мне от Бога, и по мере преуспеяния твоего, надеюсь, что ты скоро достигнешь сего. Один трудами по Богу достигает
Ответ 11, того же Великого Старца к нему же, заключающий в себе совет всегда помнить то, что пишется ему для пользы и утверждения сердца его.
Соломон сказал о родителях своих:
Ответ 12. Тот же Иоанн поручил одному брату дело, и как тот не скоро исполнил его, сделал ему выговор и, видя, что брат оскорбился сим, решился было вовсе не говорить ничего никому из братии. На это Старец объявил ему следующее:
Скажи брату Иоанну: время наше слабо, и едва с большим трудом можно найти в нынешнее время человека, имеющего твердое сердце. Ты же держись слов святого апостола, сказавшего:
Ответ 13. В общежитии случилась постройка, тот же Иоанн, как искусный в зодчестве, начертил для нее план, а некоторые из братии, думая поправить план, тайно приложили нечто к нему и тем отчасти испортили его; авва же Иоанн смутился и опечалился сим, на что Старец объявил ему следующее:
Скажи единомысленному брату нашему Иоанну: много пишу я тебе рукою искреннего и возлюбленного сына нашего, [13] от всей души своей равно любящего нас троих совершенною любовью. И все сие пишу я не по своей воле, но по повелению Святого Духа, на исправление и пользу души и совести внутреннего человека, к удручению и наказанию тела и к сокрушению сердца твоего. Прежде всего берегись духа уныния, рождающего все злое и различные искушения. Ибо, если я напишу тебе о тех искушениях, кои я претерпел, верно еще не понесет сего слух твой, а может быть, и ничей в настоящее время. Надеюсь же, что впоследствии достигнешь (сей меры), и не только достигнешь, но и увидишь их сам на себе, и избавишься от них благодатью Христовою, чрез веру. Зачем сердце твое расслабевает и изнемогает (ради скорби, наносимой тебе) от овец Христовых? Или не знаешь, какую боль головную переносит добрый учитель от детей, пока увидит их успехи?.. И тем более, что ты слышал от меня оное апостольское слово:
Ответ 14, того же Великого Старца к тому же, когда сей последний услышал и не мог равнодушно перенести, как один из братии, уничижая его, говорил: да кто он и откуда, что еще и оскорбляется?
Скажи брату: как Архангел Михаил спорил о теле Моисея, так и я подвизаюсь о тебе, пока ты избавишься от ветхого человека. И на Спасителя роптали иудеи, говоря:
Ответ 15, того же Великого Старца к тому же, когда сей еще не совсем освободился от прежней печали.
Скажи брату: вспомнил я пророчество святого пророка Иеремии, который говорит:
Ответ 16, того же Великого Старца к тому же, когда он готов был разгневаться на братию за повреждение дождем кирпича, которое он приписывал их нерадению. Предвидя, что Иоанн хочет упрекнуть за сие и авву (Серида), Старец предупреждает это, вразумляя и возбуждая Иоанна к правильному настроению своих помыслов, причем напоминает ему и искреннюю любовь к нему аввы Серида, чтобы, воспоминая о сем, он отвергнул неправый свой помысл.
Окажи любовь, сын мой, поспеши принести бумагу и чернила, оставь и дело, для которого пришел ко мне, и напиши брату Иоанну прежде всего привет от меня. Его беспокоят помыслы, понуждая смутить других и самому смутиться чрез других; посему скажи ему: радуйся о Господе, брат мой! Хотя и велика буря на море, но разве некому возбудить Иисуса, да запретит Он ветрам и морю, и будет тишина (см. Мф. 8, 25, 27), дабы познать (нам) Иисуса и поклониться Ему? Если все суетно и временно, то зачем озабочивается этим сердце наше до того, что забывает евангельское слово:
Вопрос 17, того же к тому же Великому Старцу: Знаю, отец мой, что все это постигает меня за грехи мои и что я безумен и виновен (во многом) злом. Вводит же меня в скорбь сию авва, потому что он не радеет о вещах и презирает их, чрез него они пропадают, а я не переношу этого. Что мне делать? Я противоречу помыслам, но не получаю силы (отвергать их). Прости меня:
Ответ. Брат! Вспоминай, что сказал Господь ученикам Своим:
Ответ 18, того же Великого Старца к тому же, на вопрос его: откуда происходит теплота и холодность и нечувствительность сердца; и о телесной брани.
Касательно теплоты и холодности (скажу): известно, что Господь назвал Себя огнем (см. Втор. 4, 24; Евр. 12, 29), согревающим и разжигающим сердца и утробы (см. Пс. 25, 2). Если это так, то диавол, напротив, — холоден, и от него происходит всякая холодность. Если же было бы иначе, то как же сказано:
Ответ 19, того же Великого Старца к тому же, на вопрос его о долготерпении.
Скажи брату: писал я тебе о долготерпении и теперь говорю: Владыка наш Бог сказал ученикам Своим:
Ответ 20, того же Великого Старца к тому же, на вопрос его: если Господь дал нам власть наступать на змий и на скорпионов, то почему же я смущаюсь?
Кто, получа власть наступать на змий и на скорпионов, еще претерпевает от них вред и бывает ими обладаем? Испытай же сердце твое относительно всякого дела, и если найдешь, что (древний змий) может поколебать его хоть на мгновенье, то знай, что ты далек еще от власти над ними (змиями и скорпионами). Не будь нерадив о себе, да не постигнет тебя внезапно время оное (смерти). Что бы ты ни увидел (не говорю уже о мирском, как преходящем, но о страшных вещах) на небе или на земле, представь пред очами твоими Бога и суд Его; (представь), что не долго пробудем мы в мире сем, и водвори кротость в сердце твоем, вспоминая Овча и Агнца незлобивого Христа, сколько претерпел Он, неповинный, досаждений и биений и прочее. Мы же, будучи сами виновны, зачем смущаемся на ближнего, ничего не потерпевши от него? Вспомни, что
Ответ 21, того же Великого Старца к тому же, когда он помыслил никому ничего не приказывать, но ограничиться одним попечением о себе самом.
Чем более пишу тебе, брат, тем более старайся вникать в написанное и не разоряй (моих советов): они даются тебе разумно и от благоустроенной души. Ты знаешь, брат, что если кто не переносит досад, не узрит и славы; и если не очистится от желчи, не ощутит сладости. Ты вступил в среду братии и различных случаев, дабы быть разжженным и испытанным; а золото испытывается не иначе, как огнем. Отнюдь ничего не назначай себе; [16] ибо чрез это ты подвергнешь себя брани и попечениям; но со страхом Божиим испытывай, что прилично времени, и ничего не делай с досадой; [17] сколько возможно, удаляйся от гнева, старайся быть для всех полезным примером; не суди и не осуждай никого, но вразумляй как искренних твоих братий, и особенно возлюби искушающих тебя, так как и я много раз оказывал любовь искушавшим меня. Если вникнем, то найдем что они-то и приводят нас в преуспеяние. Не назначай себе ничего. Будь послушен и смирен и ежедневно испытывай себя; ибо и пророк, означая это ежедневное (самоиспытание), говорил:
Ответ 22, Великого Старца к тому же, которым он утешает его в печали, происшедшей от различных причин, и возбуждает к духовному веселию.
Напиши брату Иоанну приветствие духовное, которое возвеселило бы сердце его о Христе Иисусе, Господе нашем, и скажи ему: зная, что ты желаешь нас (к нам в безмолвии) так же, как желает
Вопрос 23, того же к тому же Великому Старцу: Прошу тебя, отец и учитель мой, не прогневаться на меня за то, в чем погрешаю, и дать мне правило, как должно пребывать в псалмопении, посте и молитве, надобно ли наблюдать различие в днях?
Ответ. Брат! Если бы ты вникнул в слова твоих прошений, то мог бы уразуметь силу смысла, заключающегося в них. Признавая меня отцом и учителем, зачем в то же время считаешь и гневливым? Отец бывает сострадателен и отнюдь не гневлив, так же и учитель долготерпелив и чужд гнева. Относительно правила, о котором ты спрашиваешь меня (скажу тебе): ты хочешь разветвить путь, коим чрез узкие врата входят в живот вечный (Мф. 7, 13–14). Христос же кратко говорит тебе, как должно войти туда. Оставь человеческие правила и послушай Сказавшего:
Держись рассуждения, подобно кормчему, который, соображаясь с ветром, направляет ладью свою. Когда бываешь болен, поступай во всем согласно с написанным тебе мною; и в здоровом состоянии (поступай) также; тело в болезни не может принимать пищу по обыкновению; следовательно, и при этом случае нельзя соблюсти правила. И о днях (скажу): все почитай равно святыми и добрыми. Делай все разумно, и это приведет тебя в жизнь вечную о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.
Вопрос 24. Между аввою (Серидом) и тем (аввою Иоанном) возникло сомнение касательно (одного места) из Священного Писания: (не согласясь между собою в его истолковании) каждый из них старался перенести это с терпением. Старец же послал им нижеследующий ответ, показывая, что терпение их было не чуждо смущения, и поучая их пребывать в совершенной безмятежности.
Ответ. Возлюбленный сын мой! Не подумай, чтобы вы сами собой постигли смысл вчерашней главы в Послании святого апостола Павла к Солунянам. Но я, зная суетность терпения вашего, как смешанного с гневом, помолился о вас Богу, чтобы Он дал вам постигнуть смысл той главы; потому что в ней заключается вся сила посланий, писанных мною чрез тебя брату Иоанну. Сверх того обратите внимание и на главы, которые будете читать сегодня, из послания святого апостола Павла и из Святого Евангелия, как имеющие тот же смысл, и прочтите их до трех раз, вникая в силу слов ради пользы душевной. Много терплю я и пекусь о вас по Богу: потрудитесь же со мною и вы и примите на себя подвиг, чтобы удалить от себя гнев и раздражительность, а это, при содействии Божием, требует подвига. А главы, о которых пишу я, суть следующие: из Первого послания к Солунянам от слов:
Ответ 25, того же Великого Старца к тому же авве (Иоанну) и к авве (Сериду), который хотел вдруг установить строгое правило для братии.
Сын мой! И тебе говорю и брату Иоанну: прежде сего вам было уже писано о долготерпении, и теперь повторю: сбивай молоко, и будет масло; если же стиснешь руку на сосце, выйдет кровь (Притч. 30, 33). И еще святой апостол Павел говорит:
Ответ 26, того же Великого Старца к тому же авве Иоанну, который, объявив нечто из того, что Старец заповедал ему никому не объявлять, впал чрез то в искушение; и о совершенном долготерпении.
Скажи брату: в Писании сказано:
Смотри же, что сказал Христос ученикам Своим:
Ответ 27, того же Великого Старца к тому же, который скорбел, что Старец долго не писал ему, и посему подумал, что он и вовсе исключил его из памяти своей.
По времени напиши брату (Иоанну) во-первых радость, веселие и приветствие о Господе, и скажи ему: не помышляй, возлюбленный мой, чтобы память о тебе совершенно изгладилась из сердца моего, но я медлил доселе писать к тебе лишь потому, что ожидал твоего обращения. Да будет же тебе известно, что как Бог наш не забывает миловать мир, так и я — любовь твою, молясь Богу ночь и день о спасении души твоей, чтобы достигнуть тебе в те меры (преуспеяния), о которых прежде написал я тебе; пойми же и то, что, когда ты идешь на служение общежитию, всякий раз, по благоволению Божию, идет с тобою и сердце мое. Итак, не смущайся ничем, брат мой! Надеюсь, что все, написанное мною, исполнится на тебе. Ибо неложен Бог, сказавший:
Ответ 28. Тот же (Иоанн) думал поставить себе за правило — не выходить никуда в посты, а Старец запретил ему сие, чтобы он не подвергнулся скорби, как нарушивший правило, если, по какой-либо уважительной причине, принужден будет выйти.
Скажи брату: разве ты не слышал от меня, что куда бы ты ни пошел и что бы ни делал по Богу, сердце мое всегда идет с тобою? И теперь, брат мой, повторяю то же, что слышал ты от меня и прежде: ничего себе не назначай (за правило), и тогда, если выйдешь куда-либо по уважительной причине, не будешь скорбеть в мыслях. Уразумей смысл написанного тебе мною, поступай по сему и будешь спокоен. Да будет мир тебе от меня, точнее же сказать — от Бога.
Ответ 29, того же Великого Старца к тому же, утверждающий в нем веру в обещанное ему (старцем), дабы таким извещением побудить его к большему усердию.
Скажи брату: покой и всякое даяние благо и всякое Божественное дарование человек получает чрез веру. Старайся не лишиться ощущения той силы, которая всякий день будет осенять тебя (будучи посылаема) от Бога чрез мое смирение, и познай, что пришествие твое к нам достойно немалого удивления. Стремись к тому, что предстоит тебе —
Ответ 30, того же Великого Старца к тому же, на вопрос его: плыть ли ему с братиею в Египет для приобретения (материалов на) рукоделие; так как он боялся, что и сам он и братия были неискусны в мореплавании и не знали тех мест.
Скажи брату: пока ты находишься вне (безмолвия), тебе надобно потрудиться Бога ради с братиею. Итак, представь скорби апостола пред очами:
Ответ 31. Прежде нежели братия с аввою Иоанном нашли материал для рукоделия, они много блуждали по Египту, потерпели большую скорбь и расстройство, (вследствие чего) авва Иоанн изнемог душевно. Старец же, предузнав это духом, приготовил ему следующий ответ.
Сын мой! Напиши слова мои, точнее же сказать — слова Божии, и приготовь это брату Иоанну. Прежде (напиши) приветствие о Господе, потом скажи ему: что изнемогаешь в скорбях, как человек плотской? Или не слышал ты, что предстоят тебе скорби, как и Дух предвозвестил некогда Павлу? (Когда же они постигли Павла), апостол убеждал бывших с ним в корабле благодушествовать (см. Деян. 27, 22). Разве не знаешь, что
Ответ 32, того же Великого Старца к тому же, на вопросы: должно ли ему вкушать пищу одному особенно? Можно ли в среду и в пятницу не приходить к Святому Причащению? Следует ли оставить попечение о делах? И если, пребывая в безмолвии, случится занемочь, можно ли употребить какое-либо врачевство? И (ответ) на прошение — дать ему заповеди ко спасению.
Не желаю оставить любовь твою в неведении о благодеянии, посылаемом тебе Человеколюбивым Богом; ибо вот уже наступили для тебя труды оные, и начал Иисус творить с тобою (угодное Ему) и вводить тебя постепенно [19] в благословенное Свое безмолвие и в непостыдное терпение. Случится ли после сего тебе впасть в бессилие или иную какую немощь, возложи всю надежду свою на твоего Владыку, и успокоишься: уповаю же на Бога моего, что ты недалек от пути Божия. А относительно пищи нахожу, что вкушать ее одному в келлии для тебя будет лучше и полезнее. Если же случится вкушать ее и вместе с братией, то вкушай не сомневаясь и не негодуя на сие, только с воздержанием. К Причащению, пока по временам исходишь из келлии, [20] приходи, чтобы не подать соблазна другим; и будь внимателен к себе, как пребываешь в келлии своей: со смирением ли, и страхом Божиим, и нелицемерной любовью ко всем? Если так, то ты созидаешь храмину свою на твердом и недвижимом камне;
Ответ 33, того же Великого Старца к тому же, когда родной брат его, намереваясь вступить в монашество, спросил чрез него о сем Старца.
Господь наш Иисус Христос сказал:
Ответ 34. Когда к авве Иоанну вторично пришел брат его, Иоанн, заботясь о спасении души его, напомнил ему о первом его обещании. Тот же пожелал получить на счет сего знамение от Старца, и тогда Старец объявил следующее:
Относительно брата твоего, о котором ты говорил мне, скажу тебе: с ним ведет брань неверие, а это есть ересь фарисеев, о которых сказал Господь:
Ответ 35, того же Великого Старца к тому же, который спрашивал о братиях, немощных телом, и других, немощных помыслом: должен ли он приблизить их к себе? И следует ли просить авву (Серида) облегчить немного новоначальных относительно бдения и о долговременном молчании Старца.
Брат! Ответ на эти три помысла один: не понуждай произволения, но сей (слово) с надеждою. Господь наш не понуждал никого, но благовествовал; и кто хотел, тот слушал. Ты знаешь, что я не пренебрегаю и не презираю любовь твою, но долготерпение бывает полезно. Когда молимся, и Бог медлит услышать, то делает это к пользе нашей, дабы научить нас долготерпению; а посему и не надобно унывать, говоря: мы молились и не были услышаны. Бог знает, что человеку полезно. Радуйся о Господе, оставь все попечения и помолись о мне, возлюбленный и единодушный брат мой.
Ответ 36, того же Великого Старца к тому же, в котором он дозволяет ему начать совершенно беспопечительное безмолвие; ответ на помысл, пришедший ему, что настало последнее время, и на то, что он, побеседовав довольно долго с одним из отцов, помышлял: хорошо ли я поступил или нет?
Брат! Послушай меня, который любит тебя о Христе Иисусе. Касательно келлии (скажу) Господь наш Иисус Христос сказал:
37. Некто из христолюбивых мирян послал спросить у аввы Иоанна об одном деле; тот дал ему ответ и, потом раскаявшись в сем, отнесся к тому же Великому Старцу, говоря: прости меня: я, как упившийся, не знаю, что делаю.
Много раз говорил я тебе:
Ответ 38, того же Великого Старца к тому же, который желал часто получать от него ответы в помощь и спасение души, и хотел узнать: следует ли ему беседовать с кем-либо из братии, и принимать ли от них вопросы о помыслах?
Знаю, Кому я тебя предал и какую пищу предложил тебе (если ты только понимаешь это); не часто пишу тебе; Тот, Кому ты мною предан, и прежде прошения у Него
Ответ 39, того же Великого Старца к тому же, на то, что он пожелал было прекратить беседу даже и с служащим ему (братом), по слову Старца: «Если оставишь все попечения, то это поможет тебе приблизиться к оному граду (совершенному безмолвию)», и на тот помысл, который побуждал его изыскивать причины разнообразно восстающих на него искушений.
Скажи брату: подожди немного, теперь еще не время; я пекусь о тебе более тебя самого, а еще более Бог. Брат Иоанн! Не убойся ни одного из искушений, восстающих на тебя, к твоему же искусу (опытности); ибо не предаст тебя Бог. Когда постигнет тебя что-либо такое, не трудись изыскивать причины сего, но призывай имя Иисуса, говоря: Иисусе! Помоги мне! И Он услышит тебя:
Вопрос 40, того же к тому же Великому Старцу: должен ли он выучить служащего ему рукоделию плетения; и об одном брате, спросившем о своих помыслах неясно, но гадательно, хорошо ли он это сделал?
Светлейшее учение Спасителя нашего таково:
Ответ 41, того же Великого Старца к тому же, когда он впал во многие помыслы и попечения о благосостоянии монастыря.
Многое источается из твоего сердца, как сказано в Писании:
Ответ 42, того же Великого Старца к тому же, на вопрос его: от чего произошла его немощь, и нужно ли братиям, отправляющимся в Египет, сказать, как им вести себя, и позаботиться о них, чтобы они не впали в скорбь, по незнанию тех мест?
Скажи брату: у тебя смешаны египтяне с иерусалимлянами, но не заботься: Бог печется о тебе. (Что ты думаешь сказать братии), скажи со страхом Божиим и не тужи о них; помолись только, и Господь во всем наставит их по воле Своей. Без Бога ничего не бывает, тем более на этом месте. А что делается со страхом Божиим, то служит к успокоению (братии) и к пользе душевной.
Ответ 43, того же Великого Старца к тому же, чтобы он все, что до него касается, возложил на Бога.
Кто будет пить воду, которую я послал тебе через мои ответы, тот во век не почувствует жажды; ты же должен был ожидать и надеяться получить успокоение верою во Христа. Приими этот хлеб — часть моей пищи — и оставь все внешние попечения. Не бойся ничего, но Духом Святым приими силу и надежду; веруй, что рука Божия с тобой.
44. Часть хлеба, присланного в благословение (от Старца), авва Иоанн дал служившему ему, но не из собственной руки (так как не был клириком), а просто положил, и тот сам уже взял его; и в другой и в третий раз, получив благословение, (авва Иоанн) поступил также; делая же это без совета (Старца), не понимал, что согрешает сим. И еще: когда, по молитвам Старца, почувствовал облегчение от страстей, сказал: «Ослабели во мне страсти». После этого послал он вопрос о хульных помыслах, и не получил ответа. Когда же удивлялся о причине сего, внезапно попущением Божиим, ко вразумлению его, явилось ему страшное мечтание, повторилось еще раз и вдруг исчезло. Взволнованный и смущенный, авва Иоанн вспомнил согрешение свое только относительно хлеба, забыв сказанное им о изнеможении в нем страстей, надел присланный ему некогда от Старца куколь, прибегнул к Богу и много молился о помиловании. Старец написал ему о двух согрешениях его: о помысле хульном и о том, что положить перед служащим ему (братом) благословенный хлеб и предоставить ему самому взять оный — не было делом смирения, но скорее делом кичливости и детского разума.
Если кто сознает, что он преступает заповедь, — это признак познания (своей немощи), а познающий (оную) исправляется; но просто скажем: я предал тебя некогда в руки Божии, а ты уклоняешься от сего; Писание же говорит от уст Божиих, что
Ответ 45, того же Великого Старца к тому же (авве Иоанну), когда он, находясь в тяжкой болезни, а именно в сильной горячке, причем в течение многих дней не вкушая пищи и пребывая без сна, с ропотом, по действию вражию, воскликнул на авву и служащих ему братий.
Брат! Зачем оводянело твое сердце и ты оставил Возлюбленного и устремился вслед врага? Не внял гласу Пастыря Христа, а последовал за волком диаволом. Что такое пострадал ты? Что претерпел? Что означают эти кличи, которые апостол поставил наравне с злохулением, сказав:
Ответ 46. Когда авва Иоанн почувствовал облегчение от болезни и пришел в себя после бывших искушений, враг навел на него страшные сны, чтобы снова смутить его; не достигнув же этого, опять представил ему (во сне) как бы монастырь и церковь и многих людей, приходивших туда для получения помощи. Укрепляя его (в сих искушениях), Старец пишет ему следующее:
Слава в вышних Богу, брат: враг наш диавол ополчился,
Ответ 47, того же Великого Старца к тому же, который впал в брань, составившуюся из разных помыслов, весьма тяжкую и для многих непостижимую.
Скажи брату Иоанну: удивляюсь любви твоей, как ты не понимаешь дела! Видя многие твои скорби, не раз посылал я тебе благословения, чтобы ты получил чрез них силу по Богу. Тебе надобно всегда размышлять о том, что написано в псалме:
Ответ 48. Когда авва Серид по некоторой причине замедлил отнести авве Иоанну предыдущий ответ, последний сильно укорял его, и тем весьма опечалил. Потом, когда некоторые из братии, по немощи своей пользующиеся услугами других, пересказали авве Иоанну о различных делах, будто бы напрасно и бесполезно совершаемых в общежитии, он, вместо того, чтобы вразумить и удержать их от подобных пересудов, сказал, что сии дела и ему не нравятся. Услышав же от аввы Серида, что он (авва Серид) сделал их по совету Старца, сказал ему: Старец оставил тебя действовать по своей воле. По сему-то случаю послал ему Старец нижеследующий ответ, объясняя в нем, что кажущееся нам неправильным делается по особенному устроению Промысла Божия, и выше нашего понятия.
По долгом времени снова побуждает нас любовь погрозить тебе жезлом Христова наказания и запрещения, да исполнится и на нас слово Писания:
А как ты сказал авве Сериду: Старец оставил тебя действовать по своей воле, то значит я один понесу осуждение, которое изрек Господь чрез пророка: аминь глаголю ти: аще увидиши брата твоего, ходяща путем не благим, и не речеши ему, яко путь сей зол есть:
Ответ 49. Поблагодарив Старца за исправление, авва Иоанн просил его чаще писать к нему о спасении души. Также написал и о помысле, который желал сообщить авве (Сериду), и просил Старца, чтобы он передал ему оный.
Брат Иоанн! Не знаю, что это значит? Я написал тебе (все) от альфы до омеги, от устроения новоначального до совершенного, от начала пути до конца его, от совлечения
Ответ 50, того же Великого Старца к тому же, на вопрос его: должно ли ему, после Святой Великой седмицы, ни с кем более не беседовать?
После праздника безмолвствуй пять дней в неделю, а два дня, если случится надобность, беседуй. — И опять повторю тебе, что должен ты делать: постарайся по силе твоей оставить все попечения (о постороннем); ибо Бог устрояет полезное для всякого человека: или умиляет сердце его, или чрез другого возбуждает его к полезному.
51. После праздника пришел один епископ, желая беседовать с аввою Иоанном, также некоторые из новоначальных хотели вопросить его о помыслах своих; почему он и послал вопросить о сем того же Великого Старца.
Ответ. Ты знаешь, что мы никогда не возлагали уз ни на кого, ниже на самих себя. А как я уже сказал тебе: пять дней в неделю безмолвствуй, а два дня беседуй, то не озабочивайся и сим (пришествием епископа), а беседуй тогда, когда я сказал тебе; беседуя же, не заботься, что сказать и как сказать; ибо, по слову Христову,
Ответ 52, того же Великого Старца к тому же, когда он говорил о неустройстве в мире.
Брат! Пока есть у нас время, будем внимать себе и обучаться молчанию, так как все пришло в смятение. И если хочешь быть спокойным по всему, будь мертв в отношении ко всякому человеку, и успокоишься. Разумей, что я говорю это касательно помыслов, касательно всяких дел обращения с людьми и забот; безмолвствуй с миром.
Ответ 53. После предыдущего ответа авва Иоанн хотел совершенно прекратить беседы; один из братии весьма скорбел о сем и умолял его не отказываться при нужде беседовать с ним. Сжалившись, он обещал ему это и спросил о сем Старца, а равно и о коловии, присланном ему одним братом — принять ли его?
Брат! Я послал тебе слово: оставь все попечения. Чего ты еще хочешь? Внимай себе самому: жатва велика, не оставляй ее, не намеревайся собирать виноград после обирающих его; но оставь все и займись (теперь) жатвою и обиранием винограда, чтобы получить плоды от пшеницы и вина: да укрепится и возвеселится сердце твое о Господе; размышляй о посланиях моих: они написаны тебе не напрасно. О коловии же: если брат желает дать тебе его от всего сердца своего, приими, осуждая себя, как недостойного.
Ответ 54. Брат, имея весьма тяжкую брань и стыдясь свободно исповедать ее авве (Сериду), послал к авве Иоанну, умоляя принять его тайно от аввы (Серида) и выслушать помысл его. Авва же Иоанн затруднился сим по двум причинам: не хотел принять брата без совета (Старца), чтобы не подать соблазна другим, и, с другой стороны, не хотел опечалить его (отказом); и так, недоумевая, как ему поступить, спросил о сем особенно того же Великого Старца, а вместе и о том: не затворить ли ему (совершенно) дверей своих?
Скажи брату: кто будет столь неразумен, что изберет себе дело, могущее повредить и прискорбное, вместо того, чтобы делать легчайшее и отраднейшее, со смирением и вниманием (к себе). [28] Дверей своих не затворяй совершенно: умерщвление (от всего) состоит не в заграждении дверей, а в заграждении уст. Приветствую тебя лобзанием святым.
Ответ 55. Один старец, египтянин, вступив в монастырь, в котором жили сии отцы, написал к Великому Старцу по-египетски (так как он был египтянин), прося молитвы его и душеполезного слова; спрашивал также, можно ли удостоиться его беседы; он же по-гречески написал ему следующий ответ:
Я положил себе за правило никому не писать, но посылать ответы чрез авву (Серида); потому и не пишу тебе по-египетски, но, будучи убежден (твоею просьбою), я сказал авве Сериду ответ по-гречески, чтобы он написал его тебе; потому что авва не говорит по-египетски. В послании своем ты называешь меня возлюбленным и отцом своим о Господе, знающим труды, нужды и опасности души; посему, если я отец твой, как ты пишешь, то даю тебе заповедь: не беспокой меня просьбою о беседе со мною; я не так живу, чтобы делать различие между людьми. Если для тебя отворю двери, то и для всех; а если не отворю тебе, то — и никому другому. Я написал это потому, что ты просил меня, говоря: удостой меня кротости твоей и окажи милость бедной душе моей. И еще сказал ты в том же послании: грех мой разлучил меня с тобою, владыка мой! Я же, благодатью Христа Сына Божия, до сих пор не разлучался с тобою, но духом всегда пребываю с любовью твоею. После сего, в том же послании, ты написал мне: «Помолись о грехах моих», и я скажу тебе то же: помолись о грехах моих; ибо сказано:
Ответ 56, того же Великого Старца к авве Павлу, который, находясь в безмолвии, хотел принять к себе какого-то слепого брата, чтобы послужить ему.
Брат Павел! В одной притче говорится: видел ли ты юношу бегущего? Знай, что обманул его старец. Обманывающий нас старец есть сатана; завидуя, он хочет вовлечь нас в злоключения, под предлогом правды. А того мы не знаем, что многие, желая извлечь других из реки, сами потонули вместе с ними. Будь осторожен, рассмотри, с какой стороны хочет враг уловить тебя. Когда же спрашиваешь меня и получаешь ответ, враг изменяет один вид козней своих на другой — злейший. Бог не требует, чтобы ты сверх силы своей делал добро ближнему; ибо Он говорит так: да не престанеши благотворити ближнему,
Ответ 57, того же Великого Старца к тому же, который, начав с одним беседу о вере, как неспособный к подобному исследованию, смутился при состязании.
Божественный апостол, побуждаемый Духом Святым, сказал:
Получив сей ответ, (авва Павел) объявил Cтарцу следующее:
Владыка и господин мой! Прости меня Господа ради и помолись о мне. — Касательно же печали моей и смущения, ты знаешь, владыка, что они происходят от диавола: потому что я с детства принял веру трехсот семнадцати святых и богоносных отцов, и никогда не принимал кроме сего никакого иного учения, а (теперь) смущаюсь. Если тебе известно, отец мой, что я смущаюсь напрасно, дай мне слово, что господин мой ответит за меня Богу, а мне от сего не последует никакого вреда, и тогда я избавлюсь от печали и смущения, а теперь сильно страдаю от них, как человек простой и неразумный, и наказуемый за многие грехи мои. Не обвини меня, владыко, но напиши, что даешь прощение; помоги мне в этом (деле) благоприятными твоими молитвами, и я верую Богу, что ты приобретешь окаянную мою душу.
Ответ 58. Если бы ты уразумел написанное тебе мною, то мог бы понять, что я и сам собою написал тебе то, о чем ты просишь; ибо сказанное мною: «Душу мою полагаю за тебя», именно то и значит, что я отвечаю за любовь твою. Не стыжусь сказать тебе, брат мой, что ты не можешь рассуждать о вере; а если не можешь, то и не рассуждай; ибо сим навлекаешь на себя лишь скорбь и смущение. Твердый в вере, если будет говорить и состязаться с еретиками или неверными, никогда не смутится; потому что имеет внутри себя Иисуса, Начальника мира и тишины. И такой, после мирного состязания, может с любовию привести многих еретиков и неверных в познание Спасителя нашего Иисуса Христа. Посему, брат, так как рассуждать о иных предметах выше твоей меры, то держись царского пути, говорю, веры трехсот семнадцати святых отцов, в которую ты и крестился: она заключает в себе все с точностью для совершенно разумеющих. Безмолвствуй, внимательно размышляя о грехах своих и о том, как встретить тебе Бога. И если таким образом соблюдешь заповедь мою, лучше же сказать, Божию, свидетельствую, что я дам за тебя ответ в тот день, в который Бог будет судить тайны человеческие. Не усумнись в этом, чтобы не впасть в худшее; ибо и сладкое обращает в горькое враг, от которого во-первых да избавит нас Господь Иисус. Не заботься отныне о предметах, тебе не назначенных; ибо Господь взял от тебя все попечения. Лукавый же демон, видя, что ты избавился (от них) молитвами святых, нашел средство оставить у тебя хотя часть дыма такого искушения. Помолись о мне, брат, да не будет сказано и мне:
59. Другой брат спросил того же Великого Старца, как различать помыслы: который (происходит) от Бога, который от естества и который от демонов.
Ответ. Сын мой Феодор! Спрашивая о сем, вникни хорошенько, о чем ты спрашиваешь, и приготовь себя к исполнению этого на деле. Ибо в Писании сказано:
Ответ 60. Тогда как (великий) Старец никого не принимал к себе, кроме своего ученика аввы (Серида), тот же брат чрез письма просил побеседовать с ним, говоря, что и авва Моисей и прочие отцы принимали к себе тех, которые имели в том нужду. Старец отвечал ему на это письменно и с предсказанием, исполнение которого мы увидели на самом деле. Он сказал, что покажется ему, и при том каким образом, и для чего, именно ради неверующих во Иудее. По времени, когда тот же брат впал во искушение неверия и говорил, что в келлии вовсе нет Старца, и авва (Серид) вымышляет будто он там, Старец призвал сего брата и других, находившихся на том месте, умыл им всем ноги, и я, грешный, (говорит о себе авва Серид) удостоился сего умовения. После чего тот брат, придя в себя и вспомнив ответ сей, исповедал нам свое неверие и предсказание Старца, и все мы прославили Бога. Ответ же Старца был следующий:
Брат! Никто не знает тайн другого, как точию
Ответ 61, того же Великого Старца к тому же, который ублажал его за такую добродетель, приводил изречения из Писания и спрашивал: следует ли оставить употреблять в пищу овощи и жить по примеру святых отцов — с верою и благообразно; а также просил его молитв об исцелении разболевшихся глаз.
Брат! На мне исполнилось чрез тебя слово Писания:
Ответ 62, того же Великого Старца к тому же, который спросил его вместе с другими: кто дал диаволу начальство и власть?
Если желаете знать то, что для вас вовсе не нужно, — то есть кто дал диаволу начальство и власть, то познайте это из нижеследующего и, по неразумению вашему, не считайте Бога виновником зол. Возьмите пример с самих себя: если кто из вас, по собственному произволу, уклоняется ко злу, то он властительски делает это зло и бывает судим Богом, как сделавший зло самовластно. Но кто дал ему власть? Не Бог ли? За что же Он осуждает его? — По строптивости врага не сочтите, будто бы Бог соизволяет на зло. Вовсе нет, это несправедливо! Хотя некоторые из святых и сказали (нечто подобное); но вы не вполне понимаете, в каком смысле они сказали сие. Бог не удержал диавола, не воспрепятствовал ему совершать зло; потому и сказано, что Бог дал ему начальство и власть. Познайте это из сих слов:
Содержанием сего ответа богоносный отец весьма ясно показал, что пекущемуся о своем спасении отнюдь не следует вопрошать для приобретения только знания, ибо
63. Между тем и надзирателю больницы, который вопросил: можно ли изучать врачебные книги? (Старец) отвечал:
Полезнее заниматься врачебными книгами, чем обращаться мыслями в страстях, потому что, (сказал Старец), мы еще не пришли в такое совершенство, чтобы вовсе избавиться от пленения страстей.
Святой отвечал обоим прилично и рассудительно; сказав же: «Простите, что я увлекся детскими вопросами», намекает или, точнее сказать, ясно показывает, что подобные вопросы поистине свойственны лишь детскому смыслу и исполнены великого неразумия, притом же и пагубной гордости.
Вопрос 64, того же к другому Cтарцу: что мне делать, отец мой, я оставил жену и детей, и теперь скорблю, что некому о них заботиться?
Ответ. В сказаниях отеческих повествуется, что некто, будучи обижен другим, пришел к Cтарцу [31] и сказал: «Меня обидел один человек, и я хочу отмстить за себя». Старец отвечал ему: «Нет, сын мой, предоставим отмщение Богу»; но когда не мог уговорить обиженного, то сказал ему: «Станем на молитву». Во время молитвы Старец начал говорить вслух: «Боже! Мы не имеем более нужды в Твоем попечении о нас; ибо сами хотим мстить за себя». (Услышав это, брат) пришел в умиление и сказал: «Прости меня, авва, я не буду более мстить за себя». Также и я говорю тебе, брат, если мы заботимся о жене и чадах, то Бог уже не печется о них. Если же оставим сии заботы, то Бог попечется и о них и о нас. Итак, не думай о том, чтобы заботиться или молиться о них, дабы не удержать их в памяти, и не сохранилась страсть в душе твоей.
Вопрос 65, того же к тому же Cтарцу: что мне делать, ибо сильная печаль о разлуке с женою не оставляет меня?
Ответ. О муже и жене сказано: будета оба в плоть едину (Мф. 19, 5; Быт. 2, 24). Если отсечена будет какая-нибудь часть твоего тела, то все оно страдает, пока не исцелится язва, и болезнь не прекратится; так и в этом случае, как при отсечении части тела, нельзя не ощущать тебе страдания.
Ответ 66, Великого Старца к тому же, на тот же вопрос.
Если
Вопрос 67, того же к другому Cтарцу, спрашивавшему: что мне делать, отец мой, я чувствую боязнь по ночам?
Ответ. Граждане до тех пор боятся нашествия неприятелей, пока не имеют помощи от царя. Когда же получат известие, что в город их выступил вождь или военачальник, то не беспокоятся более, зная, что начальники пекутся о них. Если же и услышат о приближении неприятелей, то, имея защитника, уже не страшатся. Так и мы, если веруем в Бога, то не боимся демонов; ибо Бог посылает нам помощь Свою.
Вопрос 68, того же к Великому Старцу, посланный письменно.
Прости меня, отец мой! Божественное Писание говорит:
Ответ. Брат! Вот, по повелению Божию, посылаю тебе это второе послание, которым умоляю любовь твою о Боге: пробуди мысленное око твое, воздремавшее от уныния, да не уснешь в смерть (см. Пс. 118, 28; 12, 4). Бодрствуй, да познает ум твой, как наблюдать за доброю землею твоею, чтобы не возросло на ней терние и не подавило семени, по сказанному:
69. Того же Великого Старца к одному безмолвнику, который вопрошал о служащем ему, о смущении от помыслов и о родственниках своих по плоти.
Ответ. Брат! Я говорю тебе, как собственной душе моей. В Писании сказано:
70. Один безмолвствовавший отец просил сего же Великого Старца помолиться о нем.
Ответ. Когда человек посылает к царю ходатая за себя попросить о чем-либо, то всегда молится не о том, чтобы только ходатай был принят, но чтобы не было отказано в прошении, которое послано чрез него к царю. Так и вы молитесь, чтобы я был услышан. Оказывая вам послушание, молюсь я вкратце о здравии и спасении души и тела вашего. И если буду услышан (Бог же всячески услышит), то припишу сие вашим молитвам. Ибо я не только не схоластик, т. е. не праведный, который бы мог ходатайствовать (за вас) словом, но не имею и дерзновения (к Богу), а считаю себя за раба, вами посылаемого. Итак, да услышит Господь наши молитвы; помолитесь и о моем окаянстве.
Вопрос 71, того же к тому же Великому Старцу.
Отец мой! Как надобно молиться: произносить ли:
Ответ.
Ответ 72, того же Великого Старца к тому же, который просил благословения и вопросил о бесстрастии.
Брат! Бог знает полезное. Ты желал получить хлеб от моей немощи; но в гробницу [32] мою не входило более трех хлебов, назначенных мне в неделю; теперь же, может быть по Промыслу Божию (случилось то), чего никогда сам собою, без моего соизволения, не делал прежде сладчайший меда сын болезней моих (авва Серид), ко всем одинаково расположенный и пользу всех почитающий за свою, — он взошел ко мне, неся хлеб, и я не мог возвратить его, говоря себе: полезно и в этом отсечь свою волю, преломил сей хлеб и послал любви твоей, осуждая себя, как недостойного того, что сделал. Господь же да исполнит по вере твоей и меня да не осудит. Если случится о сем разговор, то знай, что так сказано только для тебя, и можешь сообщить о сем и двум братиям, которые приходят к тебе. Что касается бесстрастия, это дарование Божие, и Бог дарует его желающему. Господь да поможет тебе в том, к чему стремишься по страху и по воле Его. Аминь. Помолись о мне, брат.
Вопрос 73, того же к другому Cтарцу. Отец мой! Почему добрый Старец назвал келлию свою гробницею?
Ответ. Потому, что он почил от всех страстей, ибо совершенно умер греху; и келлия его, в которой он, будучи еще жив, заключился ради имени Иисусова, как во гробе, есть место упокоения, где не ходит ни демон, ни князь его диавол: она сделалась святилищем, вместивши в себе жилище Божие. Итак, все и во всем единодушно прославим Бога.
Вопрос 74, того же к тому же Cтарцу. В житиях святых повествуется, что один из них творил сто молитв, другой столько-то: должны ли и мы иметь меру в молитве, или нет? И как совершать молитвы: продолжительные ли, или произносить
Ответ. Часы и песни суть церковные предания и хорошо учреждены для соглашения всех людей (в молитвах), также и в общежитиях для согласия многих. Скитяне же ни часов, ни песней не читают, но наедине упражняются в рукоделии, чтении и размышлении и, чрез несколько времени, начинают молитву. Когда же стоишь на молитве, ты должен молиться об освобождении тебя от ветхого человека, или произносить
Вопрос 75, того же к тому же Cтарцу о сне, сколько следует спать и сколько бодрствовать, и сколькими одеждами довольствоваться.
Ответ. Что касается ночного сна, то молись с вечера два часа, считая их от захождения солнца, и кончив славословие, спи шесть часов, потом встань на бдение и бодрствуй остальные четыре часа. И в летнее время также, но сократи славословие и (читай) менее псалмов, по мере краткости ночей. [33] Относительно одежд: немощный, по слабости тела своего, должен иметь зимние и летние одежды; а тот, кто достиг, по слову апостола, того, чтобы алкати и жаждати и наготствовати (см. 1 Кор. 4, 11), во всякое время довольствуется одной одеждой. Впрочем, брат, не будем высокомудрствовать, а последуем смирению, и не будем роптать, имея по две или по три одежды.
Вопрос 76, того же к тому же Cтарцу. Ты сказал мне, отец мой, чтобы я бодрствовал шесть часов, но как мне узнать, что я бодрствовал шесть часов?
Ответ. Если хочешь с точностью узнать время, то усни когда-нибудь днем, чтобы не изнемочь телом, а ночь бодрствуй всю до утра и рассмотри, сколько тогда прочитаешь наизусть Псалтири, и потом раздели (количество прочитанных псалмов) на число часов; и в летнее время также, и узнаешь разделение времени.
Вопрос 77, того же к Великому Старцу. Я болен, отец мой, помолись о мне, чтобы я мог с радостью переносить болезнь, и скажи мне, как омыть скверны?
Ответ. Любезнейший брат! Ты радуешь меня своими словами и соглашаешься со мною, не разумея того, что сам говоришь. В прошениях твоих ты называешь себя грешным, а грешный есть злой раб; ты теперь говоришь, что тебя постигла болезнь, болезнь же есть наказание. — Итак, наказание послано злому рабу. Если тебе тяжело нести наказание, то перестань быть злым; если же ты зол, то прими наказание; когда же радуешься, будучи наказываем, то ты не зол, а кто не зол, любим Богом.
Вопрос 78, того же к тому же Cтарцу. Прошу вразумить меня, отчего происходит слабость тела и изнеможение сердца, и почему не могу я постоянно сохранять один устав в пище?
Ответ. Удивляюсь я, брат, и изумляюсь, как мирские люди, ища приобретений или идя на войну, не обращают внимания ни на диких зверей, ни на нападения разбойников, ни на опасности моря, ни на самую смерть, и не ослабевают душою, лишь бы приобрести желаемое богатство, хотя и не знают верно, получат ли его. Мы же, окаянные и ленивые, получившие власть наступать на змей и на скорпионов и на всю силу вражию, и слышавшие сие:
Вопрос 79, того же к тому же Великому Старцу. Отец мой! Прошу тебя, скажи мне: как приобретает кто-либо смиренномудрие или молитву совершенную? Что делая, человек может считать себя свободным от рассеяния (мыслей), и что полезно читать?
Ответ. Брат! Господь научил нас как стяжать совершенное смиренномудрие, говоря:
80. Того же к тому же прошение молитвы о себе и о тех, которые с ним пребывают.
Дети мои возлюбленные! Приветствую вас о Господе и молю Его сохранить вас от всякого зла и дать вам терпение, как Иову, благодать, как Иосифу, кротость, как Моисею, и мужество в брани, как Иисусу Навину, обладание помыслами, как судиям, и покорение врагов, как царям Давиду и Соломону, владение землею, как израильтянам; и в примирении Его с вами да подаст Он вам прощение грехов и здоровье телесное, как расслабленному; да спасет Он вас от волнения, как Петра, и да избавит вас от скорби, как Павла и прочих апостолов; да покроет вас от всякого зла, как чад Своих искренних; и да даст вам прошения сердца вашего к пользе душевной и телесной о имени Его. Аминь.
Вопрос 81, того же к другому Cтарцу, чтобы объяснить ему о мере воздержания.
Ответ Иоанна. О мере воздержания в пище и питии отцы говорят, что надобно употреблять того и другого несколько менее надлежащего, т. е. не наполнять совершенно желудка. И всякий должен определить себе (меру) как в вареной пище, так и в вине. Во время же зимы никто много не пьет; однако и тогда должно пить несколько менее надлежащего, и в отношении пищи поступать также. Впрочем, мера воздержания не ограничивается только пищею и питием, но простирается и на разговоры, и на сон, на одежду и на все чувства; во всем этом должна быть мера воздержания.
Вопрос 82, того же к тому же Cтарцу. Скажи мне, отец мой, что значит употреблять «несколько менее надлежащего» пищи, пития или овощей?
Ответ. От всего количества пищи, т. е. хлеба и других снедей или овощей, отделять без малого одну унцию; а в отношении вина и воды, от обеих отделять менее половины чаши. Если ты внимаешь себе и не трудно тебе пить один только раз, это было бы хорошо; если же не можешь, то пей два раза, но всякий раз несколько менее надлежащего. А во время смущения и брани помыслов должно и обыкновенное количество (пищи и пития) несколько уменьшать, т. е. пищу на одну унцию, а все питие на половину чаши, так, чтобы вообще уменьшить количество пищи на две унции, а пития на целую чашу. Помолись о мне, брат.
Вопрос 83, того же к тому же, как каждый может узнать, сколько ему нужно есть и пить.
Ответ. Наблюдая за собою в течение нескольких дней, относительно всей пищи, т. е. хлеба, других снедей и овощей, человек может из опыта узнать, сколько нужно его телу пищи и пития; например: если кто-нибудь (постоянно) пьет по три чаши в день и ест по одной литре [35] хлеба и увидит, что тело его требует больше трех чаш не потому, чтобы он более трудился, или ел соленое, но так, без особенной причины, то это есть брань. Когда же не чувствует брани, то, если может (должен) из трех чаш отказать себе в половине одной, и в пище также, вместо целой литры употребить литру без одной унции.
Вопрос 84, того же к Великому Старцу. Просим тебя, отец мой, скажи нам, сколько сие «по силе человека», чего Бог от нас требует. Иной, может быть, примешивает что-нибудь к этой мере, извиняясь своею слабостью, и думает, что он исполняет все «по силе своей». Как нам верно понимать слова: «По силе своей».
Ответ. Бог дал человеку разум для того, чтобы различать вещи. После труда, подъятого в пути, или после других тяжелых дел, человек не может сохранить тот же порядок, который соблюдает он в прочие дни, но оказывается телу небольшое снисхождение; например: если кто-нибудь (обыкновенно) ест в день пол-литры хлеба, и по случаю труда съест еще одну унцию, то он сделал «по силе своей»; ибо ему и нужно было съесть более. Кто, вставая каждый день с полночи, отдохнет лишний час, по случаю труда, тот также сделал по силе своей, потому что признак утруждения есть (потребность) успокоить себя немного, как было сказано, чтобы после опять бодрствовать по обыкновению. Делать «по силе своей» значит употреблять несколько менее надлежащего и пищи, и пития, и сна.
Спросишь: какая должна быть мера сна? Отцы назначают для сего половину ночи. В пище воздерживай себя тогда, когда желаешь съесть еще немного, и таким образом всегда употребляй ее умеренно.
Вопрос 85, того же к другому Cтарцу. Какова должна быть приличная, ежедневная мера вина и вареной пищи для живущего уединенно? И как отцы держались такого строгого правила в отношении пищи? И всем ли прилично то правило воздержания, которое вы мне сказали; или отцы отвечают сообразно с устроением вопрошающего?
Ответ. Относительно вина: здоровому и желающему воздержаться довольно одной чаши в день, если он ничего не имеет кроме сего. Если же часто бывает болен, может употребить две целые. Также и в отношении вареной пищи, (уединенно живущий) должен употреблять один какой-нибудь род вареной пищи, и тем избавится он попечений о сем. Что же касается до отцов, как они держались столь строгого правила в пище, очевидно, что они тело свое соделали к тому способным. Впрочем, хорошо и рассудительно управляющие собою, сообразно с силами тела, устраивают и жизнь свою. Помолись о мне.
Брат! Что я сказал любви твоей о воздержании (относится) к подобным нам, и я говорил по своей мере. Если мы успешно исполним среднее, то преуспеваем и приходим в большее: вступивши на первую ступень лестницы, не будем желать тотчас же взойти на самую верхнюю. Приходящие в ту меру (преуспеяния), о которой говорит апостол, могут и насыщаться, и терпеть голод; ибо они всему обучены; ты же знаешь меру свою, брат. Я сказал уже тебе, что когда чувствуешь брань, должен уменьшить количество пищи на одну унцию и в питии также ограничить себя.
86. Тот же брат еще вопросил того же Старца: Отец мой! Что значит по прихоти принимать пищу, и что — по требованию естества?
Ответ. По прихоти — значит хотеть принять пищу не по телесной потребности, но для угождения чреву. Если же видишь, что иногда естество охотнее принимает какого-либо из овощей, нежели сочива, и не по прихоти, а по легкости самой пищи, сие надлежит различать. Одни по естеству своему требуют сладкой пищи, другие соленой, иные же кислой: и это не есть ни страсть, ни прихоть, ни чревообъядение. А любить какую-нибудь пищу (особенно) и похотливо желать ее — это есть прихоть, служительница чревообъядению. Но вот из чего познавай, что ты одержим страстью чревообъядения, — когда она обладает и помыслом твоим. Если же противишься сему и благочинно принимаешь пищу, по телесной потребности, то это не есть чревообъядение.
Вопрос 87, того же к тому же. Отец мой! Как же если страсть прежде не борет меня, а появляется в самое время принятия пищи, что мне тогда делать, оставить ли пищу или нет?
Ответ. Тотчас не оставляй, но противься помыслу, приводя себе на память, что пища превращается в зловоние, что мы осуждаемся, принимая оную, тогда как другие всячески удаляются ее; и если страсть отступит, приими пищу, осуждая себя; если же не отступает, призови имя Божие в помощь, и успокоишься. Когда же (страсть) одолеет тебя так, что не в силах будешь есть благочинно, то оставь пищу; а чтобы другие, сидящие с тобою, не заметили, принимай понемногу. В случае голода, ешь хлеб, или другую пищу, к которой не чувствуешь брани.
88 Того же к тому же. Объясни мне, в чем состоит признак чревообъядения?
Ответ. Когда видишь, что помысл твой услаждается (представлением) снедей и понуждает тебя непременно всех предупреждать или придвинуть к себе какую-нибудь снедь: это есть чревообъядение. Внимай же себе, чтобы не есть такой снеди с поспешностью, но благочинно, и лучше предоставить ее другим, которые сидят с тобою. Как я уже сказал, по причине чревообъядения, не следует тотчас же отказываться от снеди, но должно остерегаться, чтобы не принимать ее бесчинно. И кроме (брани) чревообъядения отцы пишут, что (вообще) за трапезою не должно простирать руки к части другого, ибо это неприлично и противно благочинию в обществе. Когда же предложенная снедь такова, что не назначено каждому своей части, но всем вместе есть; тогда всякий может есть с другими, и сие не будет неприлично, только с соблюдением благочиния, чтобы не впасть в чревообъядение и не подать другим повода к осуждению. Другой же признак чревообъядения состоит в том, чтобы хотеть есть прежде времени; но не должно сего делать без какой-нибудь уважительной причины. Во всем же нужно призывать помощь Божию, и Бог не оставит нас.
Вопрос 89, того же к тому же. Отчего происходит телесное возбуждение? [36]
Ответ. Телесное возбуждение происходит от нерадения: нерадение тайно увлекает тебя в то, чтобы судить и осуждать (других), а чрез сие и предает тебя. Когда Израиль истинно работал Богу, то Бог сохранял его от врагов; а когда нерадел об истинном служении, то Бог попускал врагам поражать его.
Вопрос 90, того же к тому же. Должно ли вопрошать старцев о всех помыслах, которые рождаются в сердце? Когда кто молится или поет псалмы: [37] должно ли ему произносить (слова) вслух? Также о памятовании всего, что кто-либо сделал, или слышал, или говорил; и следует ли упражняться в трудах наравне с отцами?
Ответ. Брат! Не о всех возникающих помыслах должно вопрошать (старцев), ибо иные мимолетны; но о тех, которые долго остаются в человеке и борют его. Дело сие сходно с тем, когда человек, хотя многие досаждают ему, пренебрегает неприятностями и не заботится о них; если же кто (хотя и один) восстанет и будет нападать на него, тогда он доносит на него правителю. О молитве же и псалмопении (скажу, что) надобно петь не только умом, но и устами; ибо пророк Давид говорит:
91. Некто другой из старцев вопросил того же Старца: Как блюсти сердце свое? Каким образом бывает брань вражия? Должно ли прекословить борющему нас врагу? О помысле блудном: должно ли заграждать ему вход? И как поступать, если он войдет? О пище: принимать ли ее на вес унций, [38] или просто руководясь благоразумием и сохранением себя?
Ответ. Блюсти сердце — значит иметь ум трезвенный и чистый от помысла, наводящего брань. — Сперва ум пренебрегает помыслами своими, а потом уже, когда враг увидит нерадение, старается ввести в него брань. Если же хочешь узнать (о помысле), враг ли он тебе или друг, сотвори молитву и спроси его:
92. Того же к тому же Cтарцу. Отчего отягощается сердце мое, одолевает меня безмерный сон, и я вовсе не имею умиления?
Ответ. Сие (враг) всемерно наводит на безмолвствующего для того, чтобы, предавшись унынию, он убегал подвига и пришел в отчаяние. Мы же повергнем немощь нашу пред Могущим:
Вопрос 93, того же к тому же. Отчего ночью мечтаются мне одни лица, а днем ощущаю брань через другие? Случается же так, что бывает осквернение во сне и без представления лица: равным образом случается, что иногда мечтание бывает с услаждением, а иногда без услаждения?
Ответ. Те же, которые борются с тобою днем, борют тебя и ночью, показывая чрез сие, что ты еще находишься в их руках; они же преобразуются или в то, или в другое подобие. А что иногда (мечтанье) бывает с услаждением, а иногда без оного: это происходит, как я уже сказал, оттого, что они принимают на себя разные образы, дабы привести человека в недоумение и смущение. Ночная же брань двояка: одна происходит от сластолюбия, а другая от искушения диавольского, чтобы привести человека в отчаяние, — к той мысли, что нет для него более спасения. Когда случится тебе искушение от сей брани, делай семь раз по семи земных поклонов, то есть 49, говоря на каждом: «Господи, прости меня имени ради Твоего святаго!» Если же (искушение) случится во время болезни или в день воскресный, когда не следует делать земных поклонов, то вместо 49 коленопреклонений произноси молитву эту 70 раз. Различие же искушений таково: искушение диавольское бывает от возношения, а искушения сластолюбия бывают от чревообъядения.
Вопрос 94, того же к тому же. Если случится мечтание (осквернение) ночью, а утром надобно приступить к Святому Причащению, как следует тогда приступить?
Ответ. Приступим как уязвленные, не как пренебрегающие, но как имеющие нужду во враче, и Тот, Который исцелил кровоточивую, исцелит и нас. Возлюбим много, чтобы и нам простилось много. А когда приступишь к Причащению, говори: «Да не будет ми Святыня сия, Владыко, в суд или во осуждение, но во освящение души и тела». И тогда приступи со страхом; и Владыка наш Господь, по человеколюбию Своему, сотворит с нами милость Свою. Аминь.
Вопрос 95, того же к тому же. Так как ты, отец мой, сказал мне в ответе своем, что (мечтания), случающиеся с человеком ночью, одни бывают от возношения, по искушению диавольскому, другие по сластолюбию от чревообъядения, то возможно ли диаволу произвести это в человеке единственно по зависти и тогда, как он не превозносится и не предается сластолюбию? И как узнать, если бывает ночью движение плотское, естественное ли оно или нет? Случается ли естественное движение у совершенных? И делать ли земные поклоны в Пятидесятницу или нет?
Ответ. Диавол может произвести с нами искушение и по зависти; но когда с нашей стороны не содействует сему возношение или сластолюбие, не может часто повторять сего. Как строящий дом, если не найдет потребных материалов, трудится напрасно; подобно тому и диавол. Признак же естественного движения есть, когда кто видит, что движение приключается ему не от превозношения, не от сластолюбия и не по зависти диавольской. Бывает же сие не по зависти (диавольской), а от естества тогда, когда кто подвергнется сему, уснув с надеждою, после многих молитв, призывая Святую и Единосущную Троицу и ограждая себя крестным знамением. Совершенные же не подвержены и сему; ибо угасили и естественное (движение), оскопивши себя духовно Царствия ради Небесного, то есть умертвили уды свои. А о земных поклонах в Пятидесятницу тебе уже было сказано в другое время, что надобно их класть только в своей келлии. Помолись о мне, брат.
Вопрос 96, того же к тому же. Отчего происходит, что я хочу удержать чрево свое и уменьшить количество пищи, и не могу? Если же и уменьшу, то снова, спустя несколько времени, возвращаюсь к первой мере своей, также и в питии?
Ответ. Бог да помянет любовь твою, брат мой, за то, что ты упомянул мне о страстях моих, ибо и я страдаю тем же. Никто не освобождается от сего, кроме пришедшего в меру того, который сказал:
97. Того же к тому же вопрос. Прошу тебя, отец мой, объясни мне сущность дела: как достигнуть состояния, о котором сказал ты? Я не знаю сего; потому что сколько раз ни начинал уменьшать пищу, уныние и слабость не оставляли меня до тех пор, пока я не возвращался к прежней своей мере. И почему ты сказал, что только тот, кто вошел в меру сказавшего:
Ответ. Брат! Ты принуждаешь меня говорить о том, что выше моей меры, и боюсь, чтобы не быть мне осужденным за сказание о чужих успехах. [39] Слова Писания:
Вопрос 98, того же к Великому Старцу. Как можно достигнуть воздержания, как различать немощь естественную от наводимой демонами, и сколько следует вкушать пищи?
Ответ. Брат! Ты любопытствуешь понемногу открыть вещи сокровенные; и я, как безумный еще, думаю, что, о чем ты вопрошаешь меня, сего никто не может рассудить, кроме достигшего в оную меру (преуспеяния). Живой человек ощущает действие холода или теплоты, мертвый же не ощущает сего, потому что потерял чувства. И как в меру познания вещей достигает лишь тот, кто изучает их; и (тогда) может рассуждать о них; а не учившийся и не достигнувший того (познания), если и тысячу раз спросит о них, что они такое, и получит ответ, все еще не может понять сущности вещей: так и в настоящем (случае). Сколько ни говори кому, но более нужен собственный опыт. О немощи (скажу): если тело, принимая повседневную пищу, расслабевает, это — от демонов; в противном случае, это немощь естественная. А воздерживаться — значит вставать (из-за трапезы) немного несытым, как определили старцы новоначальным. — Когда же человек достигнет в меру апостола, который сказал:
Вопрос 99, того же к другому Cтарцу. Авва, если случится ночное мечтание, хорошо ли исповедать о сем кому-либо из братии и, сделав ему поклон, попросить помолиться о себе?
Ответ. О ночном мечтании хорошо сказать тому, кто может слышать сие (не соблазняясь), и, сделав поклон, должно просить помолиться о себе; ибо Писание говорит:
Отец сей, ответив, что хорошо сказать могущему слышать (не соблазняясь), показал тем, что не полезно говорить о сем всякому, кому случится.
100. Некто из безмолвствующих отцов вопросил того же: как ему пребывать в келлии?
Ответ. Пребывать в келлии — значит воспоминать свои согрешения, плакать о них и сетовать, бодрствовать над собою, чтобы ум не был пленен; а если и будет пленен, то стараться скорее опять привести его в свое место.